В начало
МЕЛЬНИКОВА А. ТЕЛО КАК ОБЪЕКТ В ЗАПАДНО-ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ

Основанием западно-философской традиции является метафизика. Она, по мнению М. Хайдеггера, является главным «событием в человеческом бытии». Метафизика определила фундаментальную установку человека по отношению к собственному телу. Тело ущербно и нуждается в постоянной опеке со стороны разума. В своей независимости человек дошел до того, что к собственному телу стал относится как к «поставу», то есть тому, что должно быть во что бы то ни стало представлено, поставлено рассмотрению разума, и изменено согласно его требованиям. Тело лишается какой-либо значимости, смысла и сводится до уровня объектов. Полнота его потаенного существования полностью утрачивается.
Но именно благодаря конечности, пределу тела появляется метафизика, которая с одной стороны охватывает сущее в целом, а с другой расширяет границы телесного пространства. За физическим оформлением тела последовало метафизическое оформление мира. С оформлением тела человек начинает испытывать страдания от того, что он не может быть теперь всем. Человек производит действия, чтобы уйти от тоски и страдания, занимает тело в операциях. Действия, направленные на покорение мира становятся продолжением тела.
Метафизика понимается в аристотелевском смысле и опирается на предложенную им структуру бытия: возможность — энергия— энтелехия. В результате чего тело предстает одним из видов произведенности и оказывается результатом определенных действий. Мы можем что-то сказать о теле, если предпримем те или иные действия. А действий может быть сколько угодно, они различаются друг от друга намеченными основаниями и обозримыми следствиями (целями), на которые они направлены. Тело становится результатом вложенных усилий со стороны действий. Оно становится несвободным, так как правила и методы определяют его извне.
Тело теряет внутреннюю энергию, его подвергают наблюдению со стороны внешнего субъекта. Тело определяется в действиях той или иной естественно — научной стратегии, и со стороны этих стратегий тело испытывает репрессии.
Метафизические представления разъясняют системы Декарта и Лейбница. Декартовские размышления сводятся к тому, что с помощью собственного самосознания человек мыслит и определяет телесную природу, обретает власть над ней, при этом опыт ощущений полностью исключается. Надо быть закрытым для внешнего мира и, конечно, от телесных побуждений, чтобы не впасть в ошибку, в иллюзию. Но одновременно человек освобождается и от самого себя как чувствующего, живущего, страдающего тела. Внешнее, реально-телесное не имеет значения, главное в теле выразить его идею. Предельным образом, к которому приходит логика Декарта, является образ механизма.
Лейбницевские рассуждения о теле приводят к тому, что оно, по сути иллюзорно, лишено самостоятельной силы. Его движения, которые исходят из монады, можно предугадать. Тело зафиксировано, ему не надо изменяться, «преображаться», трансформироваться, ибо сущность его заложена в монаде, метафизической субстанции, которая неизменна и вечна.
Метафизика стремится установить порядок общезначимых истин, которые не будут требовать затрат со стороны человеческого тела. Но все же установить порядок достоверности мешает единственное препятствие — проявление нашей телесности: болезнь и смерть.

МЕЛЬНИКОВА А. ТЕЛО КАК ОБЪЕКТ В ЗАПАДНО-ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 68-69.

Hosted by uCoz