В начало
НОВИЦКАЯ Л. ОПОСРЕДОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Взаимоотношения людей, попытки взаимного понимания, задают множество проблем, которые подчас кажутся неразрешимыми. Как писал М. Мамардашвили выяснение отношений - это ад, потому что все правы. И действительно клубок взаимных претензий обид, похвал, надежд, очарования, дружбы, любви, преданности и прочего при внимательном рассмотрении кажется абсолютно невозможным для какого-то ни было анализа. Все проникает во все, и все правы или все, вместе с тем, не правы. Если же мы все-таки стремимся что-то понять, то бываем принуждены отбросить довольно большое количество связей и проявлений, чтобы что-то высветилось и показалось истиной. Однако при таком подходе добытая истина только условно может быть названа таковой.
Отношение человека к миру, другому человеку, к себе не носит непосредственного характера. Как мы ни были прозрачны для самих себя, тем не менее, это ошибка полагать, что мы думаем, то что думаем, и делаем то, что делаем. На самом деле между человеком и тем, что он действительно думает и делает стоит некое образование, которое я называю посредником. Оно опосредует действие, мысль и даже чувство человека, обычно вовсе незаметно для него самого. Посредник столь естественен, что человек не замечает его, как не замечает того, что дышит.
Посредник обладает довольно сложной структурой, куда могут входить самые различные образования, от глубинных установок, приобретенных в процессе социализации, до случайных сиюминутных впечатлений (случайность которых, впрочем, проблематична).
Посредник это некое духовное, сугубо индивидуальное, образование, содержащее в себе характерный для данного человека способ видения мира и себя в нем. Он задает человеку определенный тип активности, им организуется отбор значимых ценностей, формируется эмоциональный строй жизни. И в конечном итоге именно посредник создает образ, или идеал, с осуществлением которого человек связывает собственную ценность. Можно сказать, что посредник направляет жизнь человека в определенное русло.
Важно обратить внимание, что человек выступает пассивным существом, действующим под воздействием посредника. И в этом есть доля истины. Посредник образовывается вроде бы независимо от человека, хотя и при участии человека, но скорее невольном. Осознать процесс формирования посредника в общем невозможно. Это так естественно, что человеком не фиксируется. Как в любви, хотя здесь человек хотя бы во времени может отметить ее начало, но, и это показательно, любящего преследует ощущение, что он всегда знал этого человека и всю жизнь его ждал.
Пассивность человека может быть преодолена в случае, если посредник осознан, выделен и критически осмыслен. Задача, правда, не из легких, но возможная. А расшифровать посредника - значит угадать судьбу.
Посредник, как духовное образование, не очевиден не только для самого человека, но и для окружающих. И это потому, что поведение человека, хотя глубинным образом и задается посредником, но в способах своего проявления реализуется в одобряемых данным сообществом формах, имеющих унифицированный характер. Индивидуальная особенность человека, обусловленная настроенностью, заданной посредником, сглаживается.
Как же возможно общение людей, поставленных в столь далекие от возможностей истинного своего проявления условия? Или иначе, как возможно одновременное пребывание Я и Другого в ситуации общения? Человек, определенным образом сориентированный в жизни естественным неосознаваемым посредником, но реализующий себя в стандартизированных формах, вступает в некое значимое общение с Другим, также сориентированным своим собственным посредником, и также стандартно себя проявляющим. Стандартность проявления затемняет истинный образ каждого, более того, воспринимая свою позицию как естественную, человек не склонен ее манифестировать. Потому общение людей по меньшей мере проблематично. Непонимание — это еще самое простое, что может родиться в таком диалоге. И непонимание также носит индивидуальный характер. Каждый не понимает только так, как он может не понимать. Каждый провидит за словами и действиями другого устремления, скорее свойственные ему самому, чем другому. Происходит дурное удвоение, приписывание другому собственных ориентации. И здесь человек еще дальше от истины, чем в начале пути.
В процессе общения возникает нечто третье, что есть результат сцепления нескольких неадекватно выраженных, но стремящихся пробиться к миру способов самореализации индивидов. Завязывание в акте общения нескольких посредников рождает нечто, что не может быть сведено ни к одной из изначально представленных направленностей. Что это такое — и как его воспринимают окружающие? Возможна ли здесь адекватность восприятия, или опять посредник исказит понимание? Получается, что до истины не добраться никому и никогда.
Чтобы попытаться выбраться из хаоса взаимного непонимания, возможно следует, отбросив внешние формы проявления человека, сосредоточиться на прояснении посредника, ведущего человека по жизни, и в этом контексте обрести, наконец-то, аутентичное понимание не только себя, но и всей протекающей жизни.

НОВИЦКАЯ Л. ОПОСРЕДОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 71-73.

Hosted by uCoz