В начало
ПАНОВ Н. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ ДЕКАДАНСА

Каждой культурной эпохе, имеющей свои специфические черты и ценности, присуща одна центральная идея, которая является ядром этой культуры, ее духовным основанием и источником творчества. Греческая культура в качестве такой идеи предложила идею тела как гармоничного оформленного и пластического бытия. Европейская культура средневекового периода на первое место выдвинула понятие Бога как источника всей действительности, и христианские ценности стали высшим духовным идеалом для этой культуры. Новое время характеризуется постепенным смещением основной идеи культуры с теоцентрической на антропоцентрическую, и ценности христианства начинают терять свое значение.
Духовный идеал, питающий европейскую культуру, начал исчезать, так как на смену ему приходит универсальный рационализм, охвативший все сферы жизни, и воля к власти, т. е., говоря словами О. Шпенглера, культура, переходит на стадию цивилизации, что, по его мнению, означает ее неумолимое угасание.
«Богумер» в том смысле, что христианские ценности не могли быть более источником творческих сил, «а бог, не причастный к источнику нового творчества, разве это бог». Девятнадцатый век ознаменован поиском новых источников творчества, и в конце века появляется новый мотив мировоззрения — жизнь, смысл которой философы (Фр. Ницше, Г. Зиммель, В. Дильтей, О. Шпенглер) видели в постоянном подъеме ее творческих сил, в ее стремлении к полному проявлению. Однако культура, по их мнению, входит в кризисное состояние, ибо жизнь стремится разрушить любую форму, мешающую ее развитию. Этот кризис получает название декаданса.
Декаданс характеризуется неудовлетворенностью старыми формами культуры и поиском новых форм, а высшие духовные ценности становятся фикцией. Жизнь — иррациональна, самодостаточна и объективна, поэтому она внеценностна, а факты жизни стать ценностями не могут, так как жизнь разрушает любое оформление, которое они принимают.
Признаки декаданса в первую очередь можно заметить в искусстве. Искусство новой культуры на рубеже XIX-XX веков характеризуется постоянной сменой стилей и отрицания старых форм. Основой некоторых видов искусства (экспрессионизм, сюрреализм, кубизм и т.д.) становятся субъективные ощущения и подсознательные импульсы художника, т.е. неограниченные творческие проявления жизни.
Старой формой искусства был объективный художественный образ насыщенный ценностным смыслом, но в новом искусстве он не имеет самостоятельного смысла и ценности, так как он — ничто без проявления внутренней жизни художника. Множество стилей современного искусства появляются лишь как внешнее оформительство, полное искусственного шума, экзотических и плакатных эффектов.
Основой современного искусства становятся чистое неограниченное творчество, которое может привести к абсурду, и поиски новой гармонии (сюрреализм и абстракционизм в живописи, музыка А. Шенберга).
Таким образом, современное искусство становится внеценностным, так как его образы лежат по ту сторону красоты и безобразия и не воплощают определенные ценности, но субъективную, внутреннюю жизнь и неограниченное творчество художника.
Культура декаданса отмечена особым конфликтом, ибо она не имеет постоянного ценностного ядра и основной идеи эпохи. Формы, создаваемые этой культурой, неустойчивы и постоянно сменяются другими. Это можно ясно видеть на примере современного искусства, которое становится совершенно субъективным, изменчивым, отрицающим, и не может выражать в себе ценностный смысл.

ПАНОВ Н. ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ ДЕКАДАНСА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 73-75.

Hosted by uCoz