В начало
ПОЛТОРАНИНА Г. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология как гуманитарная наука ставит своим объектом изучения сферу культуры во всем ее многообразном проявлении. Однако при этом все чаще из поля научного изыскания стала выпадать проблема феномена человека, который является результатом синтеза всего человеческого бытия в пространственном и временном континууме. В то же время креативное начало в человеке не позволяет рассматривать его как пассивный продукт воздействия социо-культурной, политической, экономической и пр. сфер.
Изучение логики развития сферы культуры (начиная с И. Гердера и до Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера) дают возможность определить относительную обособленость ее от человека. Ярким примером тому могут служить слова Л. Уайта, одного из родоначальников культурологии: «Не природа человека создает культуру, а, наоборот, культура накладывает печать человечности на определенный вид приматов». (Работы Л. Уайта по культурологии. (Сборник переводов. М.,1996.) Не менее основательно утверждение, что вне человека культура теряет всякий смысл. Лишь через конкретную личность в конкретной исторической ситуации в полной мере раскрывается накопленный человечеством опыт через обретение жизненного смысла.
Исходя из вышесказанного, перед культурологией встают конкретные задачи вскрытия механизма «оживания» культуры, ее актуализации. Таковым механизмом может являться процесс диалога самобытных культур, относительно обособленных и имеющих отличные друг от друга ценностные ядра. Только в процессе столкновения культурные традиции обнаруживают свою истинность и незыблемость. Представление о традиции как о чем-то косном, как об иррациональном запрете вроде табу или предписанном стереотипе поведения, не совсем точно отражает ее сущность. Косность ее проявляется лишь в том, что общество через социальные меры превращает ее в догму. Актуализация культурных ценностей осуществляется через ситуацию переживания амбивалентных чувств, описанных еще 3. Фрейдом в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии.» Несмотря на спорность многих положений этой теории, примечательность ее в том, что через преодоление амбивалентных чувств в ситуации выбора постигается смысл запретов и норм. Отчужденные догмы превращаются в личностные ценности, переживаемые как сакральный культурный опыт. «Жить как хочется — плебейство, благородны долг и верность», — писал Гете. Культура как способ возделывания материальной среды начинается и заканчивается возделыванием духовной сферы.
В определенном культурном пространстве (под этим термином будем подразумевать конкретный историко-культурный момент) каждое поколение, каждый человек открывает для себя вечные ценности. Культура через нормы, запреты, традиции и пр. воспроизводит саму себя, но мера ответственности за ее воспроизведение распределяется персонально.


ПОЛТОРАНИНА Г. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В КУЛЬТУРОЛОГИИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 75-76.

Hosted by uCoz