В начало
БОЛЬШАКОВ В. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО В КУЛЬТУРЕ

Известный парадокс: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет протяженности, — справедлив, только если прошлое — это то, что было, будущее — то, что будет, а настоящее — лишь грань между прошлым и будущим. На деле прошлое не проходит, не исчезает бесследно в небытие. Можно спорить о том, все ли, что как будто прошло, живет в том, что именуется настоящим. Бесспорно, однако, что кануть в Лету не так просто, хотя исчезновение и кажется неизбежным. Другое дело, что и как сохраняется в мире, в человеке, в обществе, в культуре — из того, что якобы прошло.
Во всяком случае, будущее без прошлого немыслимо. Именно прошлое беременно будущим. И в этом смысле будущее — момент прошлого, которое само не исчезает. Освободить будущее от прошлого зачастую хочется как раз потому, что прошлое с которым и в котором мы продолжаем жить, гнетет нас, превращает нашу жизнь в ад. Самое яркое свидетельство этого — совесть. Хочется избавиться от прошлого в смысле прошлых ошибок, грехов. Однако избавление от него возможно лишь в иллюзии.
Человек как бы избавляется от прошлого психологически, устраняя нечто мешающее жить из актуальной памяти. Но даже если это удается, то в подсознании прошлое продолжает жить. Нередки попытки освободиться от прошлого путем его видимого изменения, оправдания своих решений и действий. И наконец, используется возможность освобождения будущего от прошлого путем изменения прошлого в настоящем. Идея покаяния, развитая в христианстве, связанная с идеей спасения души и преображения, — характерна в этом смысле. Но и покаяние (при всей его ценности!) не освобождает никого от прошлого. Наоборот, оно (прошлое) после искреннего покаяния начинает жить в человеке еще более напряженной жизнью.
Что касается общества, то в нем попытки освобождения будущего от прошлого связаны с намеренным изменением исторической памяти. Особенно в тоталитарных государствах, так как власти обычно стремятся иметь такое прошлое, которое для них удобно. Основываются при этом на мифе революционеров о том, что прошлое было никуда не годным, а будущее — прекрасно. Ясно, что тогда светлое будущее следует освобождать от темного
прошлого (в том числе и от прошлой культуры, от ее ценностей). Освобождение это часто выливается в насильственные и разрушительные действия в отношении к людям и ценностям культуры.
В то же время, в обществе бывают и попытки освободить, обезопасить прошлое от будущего, грозящего утратой национальных святынь, общечеловеческих ценностей, культуры вообще.
Однако все прошлое на земле продолжает жить, как и будущее, зачатое в нем. Несмотря на любые попытки «абортов», уничтожения в зародыше, — культура жива, ее ценности порождаются снова и снова (впрочем, и антиценности тоже). Законсервировать жизнь не удается. Не удается умертвить прошлое и будущее в нем. Это существенно, ибо при живом прошлом жива и ответственность человека за него и за будущее.

БОЛЬШАКОВ В. К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО В КУЛЬТУРЕ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 9-10.

Hosted by uCoz