В начало
ПЛАХОВ В. КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1. В социально-философской и теоретико-социологической литературе до сих пор остается неразработанным вопрос о культурно-антропологическом типе. Это создает известные дополнительные трудности в понимании сущности и закономерностей цивилизационного процесса и его связи и соотношении с локальными и историческими культурами. Если говорить кратко, то приходится констатировать скоррелированность культуры с определенным антропологическим типом и наоборот некоторого человеческого типа с определенной культурой. Есть все основания утверждать, что сушествет закон названной корреляции. Согласно этому закону в каждой культурной системе необходимо формируется соотвествующий тип человека с определенной психологией, идеологией, этническими и, возможно, генетическими особенностями. В числе важнейших характеристик культурно-антропологического типа — система ценностных ориентации, совершенно очевидно, относящаяся к культурным параметрам личности.
2. Цивилизация, которую следует рассматривать как глобальный исторический процесс, преодолевающий барьеры локальных культур, скоррелирована с новым антропологическим типом. Этому типу также присущи свои специфические особенности, в частности, психология, идеология и, что для нас сейчас самое важное — ценностные представления и ориентации. Цивилизация — это принципиально новая социальная среда: нормативно-правовая, техническая, сциентизированная и т. д. Подробный анализ этой социальной среды еще предстоит сделать. Мы же, подходя к этому вопросу с интересующей нас стороны, укажем лишь на обстоятельство, которое можно считать общепринятым в социальной философии и теоретической социологии (работы М. Вебера, Н. Бердяева, Э. Фромма и др.) и именно — рационализм как ядро цивилизации, ее качествообразующую черту. Нельзя не заметить при этом, что именно рационализм цивилизации целый ряд ученых и деятелей культуры рассматривают как основной источник социального отчуждения и дегуманизации общественных отношений. Со своей стороны отметим особо, что цивилизация сопряжена с целым рядом новых нетрадиционных ценностей. Эти ценности могут быть легко прослежены по хорошо известному «Кодексу Б. Франклина», которого можно с полным основанием зачислить в ряды первых идеологов бизнеса, предпринимательства.
3. В наших условиях безусловный научный интерес вызывает русский антропологический тип и прежде всего со стороны его ценностных представлений и ориентации. Обращает на себя внимание тот факт, что наряду с многосчиленными литературными описаниями ценностных ориентации типичного «русского человека», имеет место весьма незначительное число социологических исследований их как проблемы. Но и те незначительные по количеству работы весьма разноречивы в своих оценках и выводах. Ученые едины, пожалуй, лишь во мнении, что среди ценностей, имеющих для «средненего русского человека» первейшее значение имеют общинная поддержка и защита, социальная справедливость, социальное равенство и некоторые другие (менее разделяемые в научном мире). Выводы: 1) аксиологический портрет русского антропологического типа еще не составлен и это составляет актуальую научную задачу; 2) не менее актуальным является анализ как с точки зрения соответствия, так и с точки зрения антагонизма «культурных» и «цивилизационных» ценностей на русской почве.

ПЛАХОВ В. КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 78-80.

Hosted by uCoz