В начало
ПЛАХОВА А. СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЦЕННОСТНАЯ ОЦЕНКА

1. Органичной составляющей каждой культуры выступает символическая система, под которой в целом следует понимать как естественно, так и искусственно сформировавшуюся систему знаков. Закономерности символических систем приковывают к себе внимание многих философов, культурологов, социологов и других ученых-специалистов. Среди них можно указать, в частности, на Кассирера, Юнга, Блюмера, Уайтхеда, Эко, Лосева и др. На основе их многосторонних и глубоких исследований мы можем вывести основной закон символических систем —закон их адекватности культурным системам.
2. Символические системы принадлежат к классу функциональных систем. И если говорить об их ценностной оценке, то последняя осуществляется именно с этой, функциональной, стороны. Основная же качествообразующая функция символических систем — коммуникативная, т. е. функция социальной коммуникации. В способности обеспечивать социальную связь, коммуникацию, а в более широком плане участвовать вообще в конструировании системы «общество», системы культуры и заключается назначение всех символических систем. Степень же названной способности отражается понятием «эффективности», в зависимости от которой и производится ценностная экспертиза каждой конкретной символической системы. Иными словами, ценность символической системы оценивается в соответствии с ее эффективностью действия в социальной коммуникации.
3. Ценностная оценка символических систем не может быть признана достаточной вне ее герменевтической стороны. В самом деле, эффективно «работать» символическая система может лишь при условии понимания ее смысла, точнее смыслов, социумом. И здесь мы сталкиваемся с целым комплексом исследовательских проблем, встающих не только перед философией, но и более специальными дисциплинами — герменевтикой, логической семантикой, семиотикой (семиологией), информатикой и др. Можно лишь сформулировать общий закон ценностного бытия символических систем: их ценностная оценка сопряжена со способностью хранить и передавать социально значимую информацию, что в свою очередь предполагает адекватное отношение к последней со стороны общества. Этот закон может быть назван законом информационной ценности символической системы.
4. В современных условиях политической дифференциации общества, нарастания религиозно-этнической напряженности, межличностного и группового отчуждения наблюдается в ряде случаев весьма кардинальные она может осуществиться. Юнг такого различия не проводит, поэтому все событие трансцендирования предстает у него от начала до конца как непрерывно длящийся во времени процесс, при котором энергия плавно перетекает из одной формы в другую, так и не высвобождаясь. И трудно, таким образом, понять, как же происходит пресловутое «глубокое изменение личности». Ведь в принципе мы не можем сказать, что изменение личности происходит постепенно. Оно всегда внезапно, однако для этой внезапности необходима определенная подготовка. Все это происходит потому, что Юнг занимает здесь только одну из двух возможных позиций, а именно позицию исследователя. Другая позиция — это позиция внутренняя, опытная, заключающаяся не в исследовании, а в переживании индивидуации. С позиции опыта трансцендентная функция проявляется как внезапной интуитивное озарение, мистическое откровение, инсайт. Поэтому акты индивидуации уместно рассматривать в одном ряду с событиями, описываемыми в различных религиозных практиках.


ПЛАХОВА А. СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ЦЕННОСТНАЯ ОЦЕНКА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 80-83.

Hosted by uCoz