В начало
СЕРОВ Н. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВОЙ СЕМАНТИКИ

Сопоставляя лик новгородской Софии с ликом Христа, кн. Евгений Трубецкой восклицал: «Не очевидно ли, что было бы кощунственным писать пурпурового Христа! Почему же неуместное в отношении к Христу столь уместно и прекрасно по отношению к Софии?» Вообще говоря, за этим вопросом Трубецкого стояла не только проблематика иконографии. Он затрагивал множество аспектов существования человека как открытой системы в информационно-пространственно-временном континууме. Остановлюсь лишь на некоторых из них: тема настоящего сообщения ограничена триединой проблемой автогнозиса, тендера и семантики цвета.
В связи с первым аспектом возникала своеобразная задача: каким образом можно объективно оценить (измерить) собственно оценивающую систему, то есть интеллект человека? Философия и психология выдвинули множество критериев такой оценки. Однако в философии они размыты и не имеют единиц измерения, а в психологии - нередко настолько дифференцированы и/или эзотерированы, что за «деревьями уже и леса не видно».
В физике со времен Ньютона подобными критериями измерения внешнего мира считались расстояние, масса и время, поскольку никому не удавалось доказать, что одна из них зависит от двух других. При этом в'' термодинамике к этой триаде добавлялась температура, в электромагнетизме — заряд, в фотометрии - видность и т.д. и т.п. Единой системы измерений (и для физической природы окружающей среды, и для психофизиологической природы человека) не существовало.
При учете открытости человека (как системы) в окружающем мире теория хроматизма обосновала искомые критерии, основанные на единстве таких обобщающих концептов как размерности и планы системы (и/или) анализа. Поскольку анализу подлежало взаимодействие всех без исключения сторон объективного и субъективного мира, то мной был принят постулат, согласно которому, помимо времени и пространства существует единственная независимая обобщенная (общая для разнородных измерений) величина - информация.
В хроматизме адекватной моделью информационных процессов принято считать прежде всего свето-цветовое взаимодействие среды с интеллектом человека, поскольку именно свето-цветовые параметры относятся, во-первых, одновременно и к психо-физиологической, и к физической области измерения, во-вторых, - к кодам автоматизированного восприятия и, в-третьих, - к единственной универсалии природы, допускающей бесформенность, безвременье, безмолвие и т.п., но не бесцветие.
Вместе с тем в фотометрии, колориметрии и цветоведении свето-цветовые измерения были основаны на сравнении яркостей получаемых глазом зрительных ощущений. Поэтому считалось, что сравнение или оценку цвета по признаку яркости не представляется возможным выразить через основные величины (длину, время, массу и т.п.), так как существуют не сводимые друг к другу разнородные явления: 1) физическое - измерение характеристик света как излучения; 2) физиологическое - преобразование лучистой энергии в сетчатке глаза и 3) психологическое - суждение интеллекта о зрительном впечатлении.
Тем не менее в хроматизме именно эта триадная природа света по своей природе и явилась естественной основой для построения физико-психофизиологической системы измерения, которая органично связала физику и психику, внешний и внутренний мир, т.е. свет и цвет внешней среды с интеллектом человека как открытой системой, включающей внутреннее цветовое пространство. Благодаря этому указанные разнородные системы измерений были формализованы в единых кодах размерностей с помощью планов и автоматически воспринимаемого цветового алфавита. Единицы же измерения при этих условиях оказались производными (дискурсивно выводимыми) от единиц измерения информатики и хроматизма (хроматической колориметрии).
Переходя ко второму и третьему аспектам сообщения, следует отметить, что это пространство оказалось разделенным по тендеру следующим образом: цвета, которые при нормальных условиях существования (оценки, наблюдения, измерения) характеризовали компоненты «женского» интеллекта, при экстремальных условиях оказывались характеристиками этих же компонентов, но уже «мужского» интеллекта.
подвижки в оценках символических систем. Изучение этих процессов входит в прерогативу социологии и политологии. И что касается нашей страны, то несомненный интерес вызывает, в частности, изучение динамики общественного мнения в отношении к социалистической, а еще ранее исторически - к царской, а также национально-этнической символике. Понятно, что эти оценки имеют остро-полемический характер.

СЕРОВ Н. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ АКТУАЛЬНОСТЬ ЦВЕТОВОЙ СЕМАНТИКИ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 83-85.

Hosted by uCoz