В начало
РУКАВИЧНИКОВ А. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ЭНЕРГИЙНЫЙ ПОДХОД

Проблема индивидуации и самости - одна из основных в современной архетипальной психологии. Мистическая трактовка этой темы высвечивается на основе методологического принципа, ядром которого является аристотелева онтологическая модель: дюнамис - энергия — энтелехия. Функциональная соотнесенность их выглядит так: осуществленность (энтелехия) возможности (дюнамис) посредством действия (энергия). Центральное звено этой цепи, энергия, трактуется у Аристотеля таким образом, что вплотную сближается с осуществленностью. Энергия (действие) означает здесь движение, направленное на цель, т.е. с необходимостью предполагающее осуществление, и таким образом, представляющее собой действие — осуществление. Оно противопоставляется действию без осуществления, или незаконченному действию, которое обозначается как действие - движение. Что касается действия - движения, то энергия здесь явно совпадает с возможностью и отделяется от энтелехии. Отдаление энергии от энтелехии означает отсутствие всякой оформленности и системности. Этот второй случай как раз и имеет отношение к индивидуации. Ключевые свойства бессознательных содержаний - это их крайняя хаотичность, отсутствие всякой оформленности и системности, а также - вневременность, т.е. отсутствие у них длительности. Противоположным образом обстоит дело с содержаниями сознания. Благодаря присутствию конституирующего центра — «сознания Я», бытийная картина сознания обретает связанность и единство. Отсюда естественным образом следует вывод, что события со «связанной» энергией, т.е. события, происходящие в свете сознания, необходимо протекают во времени и имеют, поэтому, протяженность. При этом переход психических содержаний из сублиминального состояния в сознание можно рассматривать как события обналичивания, в результате которых бессознательные содержания вписываются в непрерывную темпоральность «здешнего» бытия. Поскольку мы ничего не можем знать о бессознательном, пока оно себя не проявило, то бессознательные события, т. е. события со свободной энергией, не могут принадлежать к горизонту наличного бытия психического, т.е. сознания, и поэтому относятся к горизонту не длящихся и поэтому не обналичивающихся событий.
Чтобы индивидуация могла происходить, сознанию нужна энергия, способная «разобраться» с фигурами бессознательного. Такая энергия с необходимостью должна быть «свободной». Следовательно, индивидуация также предполагает события со «свободной» энергией, события, не имеющие длительности, которые поэтому выступают из непрерывного временного порядка и не могут быть интегрированы в обычную темпоральность. Это главные характеристики события трансцендирования. В акте трансцендирования происходит фундаментальное изменение всего строя личности. Именно это и характеризует события индивидуации.
Для начала индивидуации должна быть какая-то жизненно важная необходимость, в случае, например, нарушения психического равновесия. Утрата психического равновесия означает, что имеет место кризис сознательной установки, когда она зачастую начинает рушиться. Таким образом, налицо конфликт между стремлением сознания восстановить утраченные позиции и ощущением того, что данная установка уже не может выполнять ориентирующую функцию. Можно сказать, что такое положение характеризует бытийную ситуацию конфликтного сознания. Неприятие сознанием такой ситуации как раз и является предпосылкой для освобождения энергии, поддерживавшей ставшую неприемлемой установку. Разрывание непрерывности сознания приводит к тому, что энергия удерживания сознательной установки, освобождаясь, становится энергией трансцендирования. Это именно та освобожденная энергия сознания, которая противопоставляется свободной энергии бессознательного. В результате их взаимодействия и возможен синтез. Этот синтез, по существу, является событием трансцендирования, а его результат, это уже переход в «иной онтологический горизонт сознания». Новый горизонт это не что иное, как новая установка сознания, характеризующаяся примирением, энергетическим выравниванием существовавших ранее противоположностей, и таким образом, преодолением конфликтности (как правило, временному). Совершив переход в иной горизонт сознания, события индивидуации могут иметь особого рода завершенность. Но эта завершенность в корне отличается от аристотелевой энтелехии. Конституируется новый уровень сознания и в его конституировании участвует объединенная энергия сознательно-бессознательных сил, что приводит к расширению «свечения» сознания. Трансцендентная функция понимается у Юнга исключительно как процесс. Действительно, коль скоро она производит какое-то изменение, т.е. смену состояний, она должна мыслиться процессуально. Ведь невозможна трансформация, когда вообще ничего не происходит. Однако все зависит от того, что считать относящимся непосредственно к трансцендентной функции, а что к предварительным условиям, при которых Так, и пурпурные тоги императоров Рима (власть - это экстремум), и пурпур Софии в обычной (N) жизни несли смысл сверхсознательной (по Станиславскому) доминанты в их интеллекте. Так, золотисто-желтые цвета (т.е. и «жена, облеченная в солнце» обычно, и желтая кофта Маяковского в экстремумах творчества) характеризовали бессознательные (по Юнгу) компоненты. Детальный анализ семантики этих и остальных фокусных цветов в данном аспекте показал воспроизводимый характер их характеристической референции во всех без исключения культурах.
Проведенный таким образом хроматический анализ информационно-пространственно-временного континуума, с одной стороны, и психолологических объектов исследования, с другой, привел к логическому выводу единой (с физическим миром) системы единиц измерения, а также к верифицируемой систематизации формул психологии в целях адекватного построения информационной модели ЕЙ, которая органично включила субъективные и объективные аспекты взаимодействия человека с внешней (реальной, т.е. свето-цветовой) средой.

РУКАВИЧНИКОВ А. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК МИСТИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ЭНЕРГИЙНЫЙ ПОДХОД // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 83-85.

Hosted by uCoz