В начало
РЯБОВ А. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ

Время! Оно стоит, идет, бежит и летит. Приходит и проходит. Наступает и минует. Обвиняет и оправдывает. Меняется и меняет нас. А мы его тратим и бережем, не замечаем и боимся, хотим не упустить, заполнить, провести с толком, использовать и, конечно, понять...
Еще в древности философия пыталась понять, что же такое время, дать ему определение, выделить и осмыслить его свойства, сравнить с вечностью. В наши дни время стало предметом пристального внимания ученых практически всех наук, но как бы широко ни рассматривалась соотношение времени и вечности сегодня, основа этих представлений находятся в эпохе Античности, которую справедливо считают колыбелью европейской цивилизации.
Так, мифы Эллады, можно считать первыми источниками понимания времени. А.Ф. Лосев называет это время мифологическим. Основными чертами мифологического времени являлись: нераздельная слитность представлений о времени и вечности; а также представления о времени, как развернутой вечности, и о вечности, как свернутой в одной точке, в одно мгновение времени.
Благодаря эпосу, появляется — эпическое время, пошатнувшее, казавшиеся незыблемым единство мифологических времени и вечности. Для эпического времени характерно частичное отделение временных потоков от вечности и, следовательно, понимание этого времени, поскольку оно отпало уже от цельной вечности.
В дальнейшем, на первый план выходит полисное время, которое «в сравнении с эпическим... гораздо больше трактуется в своей самостоятельной развернутости, принимая то мифологические черты, то черты пустого, однородного и безразличного к вещам времени». Другими словами, здесь начинает высказываться свойственное эпохе понимание времени, в большей степени уже философско-теоретического характера.
Итак, время, приобретая все больше самостоятельности, теряет свою связь с вечностью и становится все более трудным для изучения и понимания. А выход из сложившегося затруднения был, «для этого нужно было не столь слепо и не столь непосредственно использовать самостоятельно развернутую стихию времени. Нужно было понять это исконно полисное время в целом как единую категорию и объединить ее с вечностью, но уже не в мифологическом, а в диалектическом смысле слова». Платон восстановил древнее мифологическое представление о времени и вечности, теперь они оказались слитыми в одно целое, но слитыми уже после взаимного разделения и противопоставления. Так возникло последнее и наиболее зрелое представление о времени, принадлежащее древнегреческой мысли классического периода.
В произведениях Платона мы не сможем найти полного и завершенного учения о времени. Лишь в своем диалоге «Тимей» Платон рассматривает время и его отношение к вечности более подробно. Время и вечность у Платона не совпадают хотя бы потому, что время моложе вечности, но вместе с тем они и тождественны, ибо время — есть образ вечности, а вечность — неметрированное время. И как следствие «мифологическая» слитость времени и вечности превратилась в концепцию вечного становления. Необходимо отметить, что, с одной стороны, у Платона имеются пифагорейские элементы, а с другой — Платон оказывается переходным звеном между всей досократовской философией (понимавшей под вечностью только продолжительность жизни Вселенной) и Аристотелем, который весьма тесно связал понятие времени с понятием числа и не стремился к прямому отождествлению времени с движением Вселенной. При этом следует учитывать, что сами термины «время» и «вечность» обладают у Платона определенной многозначностью, и он использовал их в различных работах не всегда в одном и том же смысле.
Аристотель не сразу дает завершенное учение о времени. Первоначально он задается вопросом: а существует ли вообще время? Действительно, прошлого уже нет, будущего еще нет, а есть лишь непротяженное, лишенное длительности «теперь», зажатое между несуществующим прошлым и будущим. Аристотель приходит к выводу, что время не слагается из «теперь». Дальнейший анализ времени ведется уже Аристотелем на физическом уровне, где рассматривается взаимосвязь времени и движения. Аристотель писал, что «время — мера движения, но оно будет и мерой покоя, ибо всякий покой существует во времени». Аристотель утверждал о вечном существовании времени и движения. Время вечно потому, что оно невозможно без настоящего, а настоящее, «теперь» есть середина, а потому нужно, чтобы время было с обеих сторон, значит, до любого настоящего всегда есть прошлое. Из этого следует, что не может быть первого момента во времени, время не может иметь тачала. Итак, если вечно время, то вечно и движение, ибо время есть свойство движения.
Аристотель является логическим завершением философии классического периода, так как он представлял платоновскую диалектику времени и вечности более наглядно и конкретно. Несмотря на то, что в дальнейшем развитие философии некоторые положения аристотелевской концепции времени были подвергнуты критики и уточнению, но в общих чертах она осталась неизмененной почти два тысячелетия, выступая основой христианского и средневекового космизма.

РЯБОВ А. ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 85-87.

Hosted by uCoz