В начало
СОРОКИН А. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА И МЕТАНАУКА

Вопрос о ценности философии обсуждался и уточнялся на протяжении всей ее истории. Это обсуждение продолжается и сейчас. Попытаемся дать одно из возможных уточнений ценности философии.
Философия, как принято считать, есть самосознание Человеческого Духа, его рефлексия по отношению к самому себе. Рефлексивное сознание выходит за пределы физического опыта, опираясь преимущественно на субъективный духовный опыт человеческой культуры. Опираясь на него, философия оказывается в состоянии умозрительно в обобщенной форме схватить действительные связи и отношения в той мере, в какой позволяет это сделать наличный практический и научно-познавательный опыт.
Философы, как и физики-теоретики, способны создавать такие мысленные конструкции, которые выходят далеко за пределы наличного физического и практического опыта, а значит и за пределы той действительности, которая дана в этом опыте. Однако физики все-таки стремятся создавать такие теоретические конструкции, которые прямо или косвенно связаны с реальным физическим опытом и обоснованы им. Философия в своих построениях часто выходит за пределы физического опыта, превращаясь тем самым в метафизику или «постфизику». И тогда ее построения могут быть предметом веры, а не опытного обоснования. Нередко оказывается, однако, что мыслимые отношения между абстрактными объектами философского знания соответствуют, хотя бы частично, действительным связям и отношениям реальных объектов. Так бывает и с абстрактными объектами математики.
Правда, можно говорить еще о духовном опыте человечества, из которого исходят гуманитарные науки и философия. Предметом философской метафизики здесь являются ценности и смыслы жизни, верования, идеалы, цели деятельности и т.п. духовные образования. А это весьма важные духовные составляющие жизнедеятельности людей. Итак, философию можно рассматривать как метафизику Человеческого Духа.
По отношению к научному познанию философия, выполняющая методологическую функцию, выступает как метанаука. Она исторически предшествует науке (например, у Аристотеля и Ф. Бэкона) и следует за наукой, давая ее достижениям мировоззренческое и методологическое истолкование. Не случайно выдающиеся ученые-теоретики, как правило, были и выдающимися философами, потому что решение фундаментальных вопросов науки всегда требует философского осмысления оснований науки и основ мироздания. Отсюда следует существование в рамках философии онтологической, гносеологической и методологической проблематики. Многие философские направления прошлого и настоящего, наряду с выдающимися учеными, внесли немалый вклад в разработку методологии и мировоззренческих основ науки. Это относится не только к естественным, но и к социальным и гуманитарным наукам. В XX столетии началась серьезная разработка философии и методологии технических наук.
Таким образом, философию в ценностном измерении можно рассматривать как метафизику (или самопознание) Человеческого Духа и метанауку. Разумеется, вопрос о ценности философского познания не исчерпывается этим, а требует дальнейшего уточнения и конкретизации.

СОРОКИН А. ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТАФИЗИКА И МЕТАНАУКА // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 90-91.

Hosted by uCoz