В начало |
СЕРГЕЕВА В. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» ЧЕРЕЗ ЕДИНСТВО ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
Как известью, в культурологии, философии культуры существует несколько сотен определений «культуры» и каждое из них имеет право на существование наряду с другими, поскольку определяет бесконечное многообразие граней и оттенков столь сложного феномена. Разные представления о «культуре» строятся в рамках разных подходов: от эволюционистского до пострационалистического, символического, структурно-функционального, подхода диффузионистов и т.д. Вероятно, возможна попытка определения «культуры» через категорию «формы». Тогда культура это форма выражения духовного опыта. Духовное, в свою очередь, это воссоздание предельных оснований бытия. В данном случае, в контексте рассуждений о единстве формы и содержания, содержанием культуры является создание оснований смысла и назначения человеческой жизни. С «возникновением» реальности культуры, человек начинает о-смыслять мир в целостности, порождать смысл своего бытия и бытия мира в целом, выражая свой духовный опыт в самых разнообразных формах: магии, религии, искусстве. Если привнесение смысла это, по сути дела, содержание культуры, то что является формой? Культура отличается от псевдокультуры тем, что именно в культуре равное значение имеют как форма, так и содержание. Духовное содержание, о-смысление выражается в каких-то особенных, но надиндивидуальных формах, которые «вносят» созданный феномен в реальность культуры. Суть единства формы и содержания состоит в едином акте смыслоформорождения феноменов культуры. Содержание, смыслы не ищут форму выражения, скорее форма сама «находится» заявляет о себе исходя из ЭТОГО конкретного содержания. Проблема определения «культуры» как формы заключается в определении формы. Существуют известные подходы к определению формы. Прежде всего, различают форму внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма описывается как контур, очертание, внешнее выражение какого-либо содержания, а также граница, ограниченность. Внутренняя форма это структура: элементы и связи между ними. Существует определение формы через противопоставление формы и материи как источника видовых различий и однородного субстрата соответственно. Но при разделении в феномене внешней и внутренней формы целостность культурного феномена ускользает, такой подход не позволяет увидеть характер связи формы и содержания. Возможно, необходимо отнестись к форме как действующей причине, на что указывал еще Аристотель, и одновременно как к результату «развития» содержания и его границе, как к некоему определению, определенности и ограниченности одновременно. Интересно в этой связи проследить процесс движения форм, причины их изменений. Причем, единство формы и содержания в связи с этим, трансформируется в целостность. Форма и содержание это не противоположности. Форма противопоставляется бесформенности, неопределенности. Содержание же существует уже вместе с формой, они взаимоопределяют друг друга. Таким образом, необходимо рассмотрение и определение формы с позиции целостности культурного феномена. СЕРГЕЕВА В. ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» ЧЕРЕЗ ЕДИНСТВО ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 91-93. |