В начало
ЧЕРВОННАЯ Л. ОСУЩЕСТВИМЫ ЛИ ИДЕАЛЫ?

Мировая культура и отечественная, как одна из ее репрезентаций, — каждая по своему — в конце XX века не скрывает, а порой и афиширует, что переживает заново «переоценку ценностей».
Парадокс сегодня состоит в том, что переходя из Нового времени в Новейшее, западная культура возвращается к ценностям своего прожитого, прошлого.
Разочарование в ценностях Истины, Добра и Красоты, усталость от надежд и усилий по практической реализации идеалов, созданных в эпоху триумфального шествия Разума, сменяется чуть ли не «культом» здравого смысла, значение и ограниченность которого проблематизировались еще античностью; надеждой как на панацею на веру, испытанную столетиями Средневековья, длящегося и в нынешнем социальном пространстве и времени; признанием приоритета всеприемлющей и всепримиряющей повседневности перед высоким требовательным доверием к человеческим возможностям культуры, «выживания» — перед жизнью и прочее.
И в этом «попятно-обратном» движении человеческого духа, уязвленного неудачами, убоявшегося дальнейшего движения в иное неизвестное в минуты его «сомнений и тягостных раздумий», его отдельные выразители рисуют спасительные ориентиры типа «африканского» или «восточного» шанса человечества в качестве утешительного приза за проигранный бой за высокие и светлые идеалы счастливого человеческого будущего.
Является этот феномен культуры отрезвлением человека, постигшего нежеланную истину о своих потенциях и границах или же моментом размышления о них? Мы склоняемся ко второму предположению. Стороной этого во-прошания является вопрос об осуществимости идеалов и их функциональности в жизни людей вообще.
Человечество еще не решило, что же считать сущностным, приоритетным признаком идегша — его нас возвышающий, но не обещающий достижимости зов к большему совершенству или удостоверение осуществимости идеала, т. е. посильности его реализации для нынешнего человека.
Таким образом, есть вопрос об осуществимости, подвластности идеала человеку, его создавшему — это вопрос самосознания, самооценки человека, понимания им своих сущностных сил, своих перспектив и т. д. Идеал необходим, если человек признает, что у него «есть потребность иметь неудовлетворенные потребности» (Ж.Валь). Идеал, метаморфизирующий в непосредственную цель, теряет смысл в качестве идеала.
И дело не в том, что идеалы — призрак, фикция, выдумка, фантазия человека, а в том, что они — его «автопортрет», мера требовательности его к себе в собственном стремлении к прекрасному в доброте, к человечному в истинности и красоте, вне которых человечество эволюционирует в обратном направлении — к первобытности, где оно почему-то надеется найти нечто иное, по сравнению с тем, что обрели в нем его предки.
Попытка не мысленной рефлексии пройденного человечеством пути, а практического возврата в прошлое, .причем воинствующего, а порой принудительного для других представлена в «фундаменталистских» позициях теоретиков и практиков от религии, идеологии. Изыски философского «фронта» в виде бичевания «насилия современным разумом культуры», независимо от его желания порой смотрят в направлении этих ориентации.
Если XXI век станет новым «осевым временем» и (или) человечество достигнет в нем «бифуркационной точки», чреватой непредсказуемостью вектора его эволюции, то для того, чтобы наложить свой отпечаток на физиономию этой бифуркации, способный сохранить жизнь человечества в ее человеческой сущности, культуре придется побеспокоиться о том, чтобы это человечество пришло в эту «точку» не просто объединенным (иначе это желание неосуществимо), но и объединенным на достойных человека идеалах и принципах, а не типа — «против кого?» или «за сколько?» дружим? — что делает эту претензию опасной.
Данью уважения каждой культуре является сомнение философии в применимости принципа иерархии при изучении культур и признание своей ценностью толерантности как первоначального условия их сосуществования и сотрудничества. Но это не исключает понимания неравного значения различных ценностей различных культур в качестве силы способной объединять человечество.
Отстаивание той или иной культурой абсолютной ценности, именно своеобразия, своей религии, идеологии, духовности, противопоставление отечества и человечества и т.п. способны метаморфизировать эти ценности в идеи их превосходства, а следовательно, и предпочтительности, нормы, а то и идеала для других. Идеалы, становящиеся идолами — это идеалы вне компетенции разума.
При участии разума созданы такие идеалы людей как Мир, как непреходящая ценность каждой человеческой жизни, Свобода, Достоинство, Счастье. Эти идеалы так и не легли в основы «всемирного законодательства» (И.Кант) культуры. Означает это их несовершенство или достойное человека их величие?
Между продолжением полета к Солнцу, все более опасному и трудному и возвращением в пещеры, где нас услужливо ждут наши инстинкты — наше понимание самих себя, отношение к нашему дару (наказанию) создавать идеалы, данному нам вместе с прямостоянием и способностью видеть небо в «алмазах», и запретительной, одновременно унизительной и спасительной обреченностью на земное притяжение.
Человек и человечество осуществляют вечный выбор. Сама проблематизация выбора — вход в культуру, исповедание ее ценностей — причастность к ней. Пусть выбор при переоценке ценностей — будет в пользу человека и человечества. Сумеем ли? Стоят ли того наши идеалы?

ЧЕРВОННАЯ Л. ОСУЩЕСТВИМЫ ЛИ ИДЕАЛЫ? // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 97-99.

Hosted by uCoz