В начало
БАЖЕНОВ М. СТЫД: УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ОТЧУЖДЕНИЕ

Стыд — один из этапов развития ценностного отношения человека к миру, имеющего форму переживания. Переживание в данном случае рассматривается в интерпретации Ф.Е. Василюка, представленной в работе «Психология переживания». Согласно этой интерпретации переживание является своеобразным ансамблем психических феноменов, т. е. в нем участвуют и эмоции, и бессознательное, и сознание, и самосознание. Поэтому переживание стыда— не просто констатация факта, но и сложная деятельность, не только реакция, но и акция. Переживание стыда возникает в ситуации невозможности жить, в кризисной ситуации, когда необходимо…Переживание стыда свойственно различным по типам способам человеческого бытия в мире и соответствующим им кризисным ситуациям.
Простые его формы — доморальный уровень — переживаются в условиях внешне трудного и внутренне простого бытия индивида и фрустрационного типа кризисной ситуации (согласно типологии «жизненных миров» и кризисных ситуаций Ф.Е. Василюка). В этом случае стыд родственен страху, гневу, обиде. Эти переживания объединяет еще и то, что они порождаются агрессией «другого» и сами являются разновидностями оборонительной агрессии. Стыд отличается от других видов оборонительных инициатив ролью в нем «другого». «Другой» — одна из важнейших сторон ситуации стыда: стыдятся в со-бытии с «другим». «Другой» в стыде — значимый для человека иной, это «ты», а не «он». Стыд есть признание стыдящимся стыдящего - и наоборот - «своим». В стыде человек воспринимает как принципиальную инаковость «ты» для «я», с одной стороны, так и близость его собственному «я» стыдящегося, тождественность «я» и «ты», с другой. Стыдящийся переживает отчуждение от «своих» как катастрофу, произошедшую не по его воле, в случае же иных переживаний «своих» уже нет: по воле индивида даже «свои» превращаются во «врагов». Стыд — это отчуждение человека от окружающих его людей, произошедшее с согласия самого стыдящегося, осудившего себя за попрание ценностей окружающих. Причем эти ценности усвоены самим индивидом, но в его сознании нет еще четкого представления о системе ценностей, об их иерархии.
Моральный стыд характеризуется внешне легким и внутренне сложным бытием индивида и конфликтным типом кризисной ситуации. Здесь уже не страх, а чувство вины выступает в качестве родственного стыду переживания, тогда как гнев, обида, страх не являются собственно моральными регуляторами
— из-за отношения индивида во время этих переживаний к отчуждению. От вины же стыд отличается большей рефлексивностью и ролью «другого»: виноватый по собственной воле отчуждается от «другого» и готов пребывать в качестве «другого», готов нести наказание, а стыдящийся желает снова стать своим для «другого», готов каяться.
Инфантильная установка в бытии, т.е. внешне легкий и внутренне простой мир индивида, главным принципом которого является получение удовольствия, еще не знает стыда. В остальных же областях существования человека обязательно проявляется та или иная разновидность стыда. Благодаря стыду индивид осваивает ценности окружающих его людей, парадоксальным образом отчуждаясь от них, умирая для них в качестве «своего». Но это — «временная смерть»: пережив стыд, он возвращается к «своим».


БАЖЕНОВ М. СТЫД: УСВОЕНИЕ ЦЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ОТЧУЖДЕНИЕ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 18-19.

Hosted by uCoz