В начало
БАРСОВА Т. ОТ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА К ЦЕННОСТНОРАЦИОНАЛЬНОМУ

Современная цивилизация породила особый тип рациональности, чертами которого стали активность, действие, суверенность, автономность личности, ценность новаций, сила и власть над природой и обществом. Классическая рациональность авторитарна. Ее всеобще-рациональные истины, в философии истории выступают как императивы действия. Человек ориентирован на переустройство несовершенного мира в соответствии с универсальным планом. Такое целерациональное мышление характерно для западной и советской философии
Исторический ЕЫЗОВ В XX-XXI в. состоит в переходе от целерационального к ценностнорациональному идеалу, от абстрактно-всеобщего к личностному, где муравейнику счастливого будущего противостоит личность как источник социальной гармонии и совершенства.
В русской философии XIX века эти типы рациональности выявились в споре о русской идее между Чаадаевым и славянофилами. Следует учесть, конечно, что рационализм Чаадаева — религиозный. Совершенствующийся разум развивается в истории. Сама суть христианства видится Чаадаеву и славянофилам по-разному.
Совершенное общество, по Чаадаеву, — царство божие на земле. Оно вполне достижимо, так как он верит в добрую природу человека и в силу нравственного прогресса. Более того в западных странах оно отчасти уже реализовано. Смысл и назначение человека в том, чтобы приблизить мир постороннего бытия человека к совершенному. Христианство рассматривается Чаадаевым как деятельностно-нравственная сила, которая поможет осуществить царство божие, изменить несовершенный мир. Чаадаев говорит о социальном призвании христианства, о его активной силе. Аналогично мыслил и Соловьев, у которого любовь как путь к всеединству тоже деятельностная сила, победа духа над материей, преображение всего
Славянофилы размышляли иначе. С позиций ценностного идеала рациональности христианство представляется им не как реализация идей, а как прояснение бытия. Истина бытия раскрывается в соборном единении людей через любовь и веру.
Различие идеалов рациональности обусловливает и различное отношение к истории. Чаадаев показывает, то Россия не обрела ни политической ни социальной самобытности ни в прошлом, ни в настоящем, хотя он надеется на ее духовную самобытность в будущем. Апофеоз его мессианства: «Россия еще станет духовным средоточием Европы», «нам вручены интересы человечества».
Славянофилы же исходят из тех черт самобытности русского народа, которые выработаны в прошлом: религиозность, нравственность, неполитичность. Их подход к проблеме судьбы России скорее реставраторский. Общинное устройство жизни, предполагающее следование нравственному долгу, приоритет коллективных интересов перед личными готовность жертвовать собой во имя других — остались социальным идеалом.
Чаадаев уверен, что магистральный путь всемирной истории — путь построения царства божьего. Этот идеал императивен, побуждает к действию. Все христианские народы должны объединиться невзирая на конфессиональные различия («ведь христианство едино, как едина истина») в общем деле создания совершенного строя.
Славянофилы связывают изменение бытия не с активными действиями, не с побуждающими к ним идеями. Рациональный путь для них ложен, ибо разрушителен, он ведет к революции и насилию. Нужно не менять этот мир, а понимать его, дополняя и ограничивая разум сердцем и любовью. Они понимали свободу человека не как власть над миром, а как адаптацию к нему, сопричастность и открытость человека богу.
Как видно из этого краткого сопоставления позиций Чаадаева и славянофилов целерациональный идеал ориентирует на всеобщее действие (какое бы общее дело ни и мелось ввиду: Чаадаева, Соловьва, Федорова или Ленина). Ценностнорациональный идеал направлен на гармонию с миром, адаптацию к нему, понимание его. Он не является нормативным.

БАРСОВА Т. ОТ ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА К ЦЕННОСТНОРАЦИОНАЛЬНОМУ // Межрегиональная научная конференция «Бренное и вечное:М-43 Ценности и отчуждение в культурно-цивилизационных процессах» 14-16 октября 1999 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. 2.4.1. / Ред.кол.: В.П.Большаков, Г.П. Выжлецов, И.Ф.Игнатьева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 1999.С. 19-21.

Hosted by uCoz