В начало
В. Л. Афанасьевский. Культура и творчество

Творчество и культура существенно взаимосвязаны. Творчество есть динамический аспект культуры, ее «беспокойство внутри себя». Культура же - аспект творчества, выражающий его объективированные предпосылки и условия. Творчества не существует вне культуры, ибо в отрыве от культуры оно лишается условий и механизмов своей реализации. Но и культура невозможна помимо творчества, так как она есть его предметное бытие. Единый процесс культуры нельзя свести ни к одному из этих аспектов, он представляет собой качественно особое явление: творчество культуры или культурное творчество.
Таким образом, это «существование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в новую категорию составляет сущность диалектического движения» (Маркс К. Нищета философии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С. 136). Здесь исчезает всякий след разных элементов, качественно различных форм как относительно самостоятельных узловых пунктов деятельности в их непосредственности. Здесь происходит не переход одного в другое, но одно предполагает свое другое, опосредствовано им, не существует без него. Здесь нет истинно другого; здесь есть лишь различие, то есть отношение одного к своему другому. Различие заключается здесь «в живом движении отличных друг от друга функций, которые все одушевлены одной и той же жизнью. Таким образом, само их различие не предшествует в готовом виде этой жизни, а, напротив, само непосредственно вытекает из нее самой и столь же постоянно исчезает и парализуется в ней» (Маркс К. О сословных комиссиях в Пруссии / Марк К., Энгельс Ф. Соч. Т.40. С.278-279). Такое взаимодействие культуры и творчества можно назвать органическим движением, так как без этих механизмов было бы невозможно существование самой человеческой деятельности, а следовательно и самого человека. В таком движении различия «по самой своей природе ежеминутно растворяются в единстве целого», в котором они - «различия в едином, а не единства в различном» (Там же. С.280). Здесь целое сплошно и непрерывно переходит ко всем своим отдельным частям, а все эти отдельные части сплошно и непрерывно переходят как одна в другую, так и каждая из них к своему целому. Таким образом, культура и творчество как моменты культуры проявляются как различные функции одного и того же процесса. Диалектическое противоречие между культурой и творчеством выступает как движущая сила функционирования культуры. Эти противоположные определения культуры составляют различие в единой сущности, они «суть то, что они суть, лишь как различенное определение» (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Соч. T.I. C.321.).
Таким образом, культура сама определяет свои различия. И соотношение этих различий определяет ее сущность и ее жизнь. Однако эта жизнь возможна лишь при условии, что эти различия имеют одинаковую сущность. Поэтому можно представить культуру как целостность (тотальность). Именно это понятие позволяет раскрыть сущность культуры. Истинная сила этого понятия состоит в том, что оно дает возможность понять многообразие не только в его единстве, но одновременно в его движении и развитии.
Понимание культуры как целостности требует представления ее структурных элементов (культуры и творчества) как моментов способа деятельности человека, в их постоянном взаимном опосредствовании. Необходимо подчеркнуть наличие пронизывающего собою всю целостность культуры доминирующего ведущего момента — творчества. Развернутая целостность культуры не сводится лишь к тому, что ее различные моменты (культура и творчество) состоят в необходимой связи, но означает также, что эти моменты преобразованы в соответствии с единой сущностью функционирующей культуры.
Культура, и творчество как моменты культуры предполагают целостность этого процесса для своего существования. Само их различие проистекает из целостности движущейся культуры. Но в то же время их живое различие есть жизнь самой целостности культуры как способа человеческой деятельности. Поэтому культура является именно конкретной целостностью. Ибо термин «конкретный», в соответствии со своим латинским происхождением, означает буквально «сросшийся». А это в точности соответствует сути дела.

В. Л. Афанасьевский. Культура и творчество // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 4.

Hosted by uCoz