В начало
С.Н. Иконникова. Модели времени в науке и культуре

Мыслители разных эпох много спорили о сущности времени и эти дискуссии продолжаются до сих пор.
Является ли время объективным свойством или произвольной мыслительной конструкцией, созданной по человеческому замыслу? Имеет ли время единую систему измерения или может быть исчислимо множеством различных способов, не сопоставимых друг с другом и потому в разных культурных мирах время не только отсчитывается иначе, но и течет неодинаково?
Возможно ли «накопление» времени, его « материализация», создание его запаса, превращение в ресурс развития или оно уходит безвозвратно?
Что означает «пустая» трата времени?
Как различаются между собой астрономическое, физическое, биологическое, историческое, социальное, культурное, индивидуальное время? Существуют ли между ними взаимосвязи и зависимости или его законы одномерны и всеобщи?
Время как категория Бытия всегда привлекала внимание философов.
Античный философ Платон использовал два понятия для обозначения времени: «эон» - вечное, божественное, бесконечно длящееся время; и «хронос» - земное время, имеющее длительность и меру. Эон в мифологии изображался в виде достаточно мощного старца с головой льва, а вокруг его тела обвилась змея. Хронос или Сатурн в античном искусстве представал то старцем, пожирающим своих детей, то мужчиной с накинутым на голову покрывалом и с серпом в руке. В Олимпии и Афинах были популярны кронии - празднества в честь бога времени, а в Римской империи их называли сатурналии. В древнеиндийской мифологии тоже есть божество Кала, воплощающее образ времени, постоянно в своем вращении поглощающее человеческие существа и все живое. На старинных китайских гравюрах божество времени изображалось с секирой и кубком или с копьем и колокольчиком
Архаическое сознание подчинялось времени сезонных циклов. Периодическая смена восхода и заката, рост и увядание в природе, рождение и смерть человека - все это имело определенную длительность, совершалось неизбежно, повторялось в привычном ритме и темпе. Представление о времени есть во всех древних цивилизациях. Этот реликтовый слой образует фундамент всех последующих понятий о времени. Этот пласт народного сознания не исчезает и в последующие исторические эпохи. До сих пор распространены приметы, пословицы, поговорки, образы, подтверждающие связь времен. Мифы, легенды, сказания генеалогия предков, длина пути до поселения или до берега реки, моря - были своеобразными моделями счета времени. Еще в древнем мире появились песочные, солнечные, водяные часы — предшественники механического измерения времени.
Христианство в отличие от природных циклов дает новое понимание движения мировой истории, вносит иное измерение в историческое время. Библейское время определяется линейным вектором от «Сотворения мира к Страшному Суду» Связь времен приобретает финалистский смысл и сопровождается надеждой на искупление грехов и покаяние.
Сакральное время насыщено священными событиями, его нельзя перенести «на другой срок», ибо повлечет за собой роковые последствия. Священные места - храмы, часовни, кладбища, места ритуальных событий, памятники находятся под особой охраной и покровительством церковной и светской власти. Земное время соединяется с божественным, бренное с вечным. Развитие естественных наук существенно изменило представление о свойствах времени. Теория относительности А.Эйнштейна определила зависимость времени от скорости движения: чем выше скорость в пространстве, тем идет время по сравнению с другой системой, движущейся с иной скоростью. Это положение касается не только физических объектов, но может быть распространено на социальную и культурную сферу. На этом основании возникли представления о многомерности времени, его разветвленности, обратимости, движении «вспять», взаимопревращения причины и следствия, удвоения событий, понятия суперпространства, асимметрии, запаздывающих и опережающих.
Оригинальную модель времени предложил ученый Н.А.Козырев. В 60-е годы его лекции о новых свойствах времени пользовались огромной популярностью в Ленинградском университете, я бывала на них и чувствовала необычайную увлекательность его идей. Время образует силовое поле, которое может воздействовать на различные системы, обладая особой энергией и становясь активным создателем мировых процессов. Этот вывод был признан противоречащим материализму и его гипотеза была забыта на долгие годы. Лишь впоследствии к ней стали возвращаться (Козырев Л.А. Время как физическое явление. В кн: Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига, 1982.).
Несомненный интерес имеют идеи В.И.Вернадского (Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.) о том, что реальное время создается движением жизни. Творческая эволюция, жизненный порыв, энергетическая насыщенность процессов изменяют течение времени, ускоряя и ритм и темп перемен в живых системах, даже создавая возможность самоисцеления и возобновления функций.
Еще в 20-е годы В.А.Муравьев высказал интересную гипотезу о роли времени в преодолении энтропии (Муравье В.А. Овладение временем как основная задача организации труда // Вопросы философии. 1992. №1.). Вселенная подвластна мощной интеллектуальной деятельности человека. Творческий акт способен создавать силовые центры концентрации энергии, наподобие «кристаллизации насыщенного раствора». Человеческая активность в космическом балансе сил приобретает вре-мяобразующее значение, преодолевая энтропийные процессы. Идеальные ценности, произведения и памятники культуры буквально заряжены энергией творчества. Это своеобразный конденсат энергии. Культура как форма созидательной деятельности создает позитивное напряжение в потоке жизни и становится фактором «времяобразования», способствующего обновлению и творческому долголетию.
Новые возможности в изучении свойств времени открывает синергетика, одним из основателей которой является И.Р.Пригожий (Пригожий И.Р. Порядок из хаоса. М., 1986.). Синергетика обратила внимание на созидательную роль хаоса в процессе образования упорядоченных структур, носящем вариативный характер. Это и целый ряд других положений синергетики оказались удивительно созвучны идеям Д.С.Личачева, высказанным им о природе культурной динамики (Лихачев Д.С. Рождение нового через хаос. В кн: Полярность в культуре. СПб., 1996.). Состояние хаоса- явление временное и не может быть вечным. Оно может быть кратким и длительным, сжатым или растянутым и человек способен оказывать влияние на скорость его прохождения. Люди становятся реальными участниками драмы перехода к устойчивому порядку. Кроме того хаос избыточен многообразием альтернатив, стилей, направлений и это увеличивает свободу выбора. Время определяет грани созревания нового, выполняя функцию катализатора и фермента в переходный период.
Особенно интересна проблема субъективного восприятия времени. При сильной эмоциональной нагрузке, предельной сосредоточенности, концентрации внимания, чувство времени обостряется. Время «летит», когда человек увлечен, влюблен, полон впечатлений. И наоборот, время замедляется, «замирает» при тягостном ожидании, в состоянии неопределенности, беспокойства, тревоги.
Человек осваивает время и неодинаково относится к нему на разных жизненных этапах. В молодости время жизни кажется бесконечно длинной дистанцией, когда все можно успеть совершить. В старости «часы идут быстрее», мелькают не только недели и дни, но и годы. Поэтому ценность времени возрастает, к нему относятся более бережно. В разных культурах и исторических условиях человек в своем творчестве способен «обгонять» время, будучи непризнанным современниками и получать признание лишь у потомков. Возможна и ситуация отставания от темпа - времени, консервация прошлого, утрата чувства реальности.

М.М.Бахтин ввел понятие «большого времени» в истории мировой культуры, когда далекие миры приближаются, становятся понятными. Оно способно выводить из прошлого исторические события, ценности повседневной жизни, биографии и стиль жизни, восстанавливать, и эпох. Это открывает возможность диалога культур, взаимопонимания истории и современности

С.Н. Иконникова. Модели времени в науке и культуре // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 17-19.

Hosted by uCoz