В начало
В.Н. Калюжный. Время и вечность в языковом сознании

Вопрос, что есть время (вечность), издавна волновал человеческий дух. Время - главнейшая категория философии. Вечность - стержневой концепт богословия. Но, занимая столь престижное положение, эти слова остаются принадлежностью естественного языка. Наряду с поставленным, возможен и вопрос, что есть значение имени «время» («вечность»). Первая постановка проблемы метафизична, вторая - лингвистична.
Время - весьма практическая категория, связанная с деятельностью человека. Вечность — чисто отвлеченная. Понятие вечности - результат теоретизирования (зачастую спекулятивного). Так или иначе, оно должно быть системно. Не может быть вечности самой по себе. Как понятие треугольника тянет за собой всю геометрию, так это понятие втягивает нас в соответствующую идеологию, круг мысли. Вместе с тем вечность — образ, лелеемый народным сознанием. Мысли о вечности не покидают мятущейся души. Вечность там, где золотой век, град Китеж, молочные реки и кисельные берега.
Но человек взыскует не вечности как таковой, а жаждет, чтобы вечной была его временность. Устремляясь к вечности, он не хочет расставаться со своей бренностью. При попытке вытеснить время из вечности, оно возвращается с черного хода.
Присмотримся к лингвистической картине вечности. Диахронически (исторически) прилагательное вечный предшествует существительному вечность.
Этимологически, вечный - существующий веками, испокон века. Век - своего рода посредник между временем и вечностью.
В образовании смысла прилагательного вечный играет роль противительная семантика. В результате возникает множество (квази)синонимов, актуализирующих то или иное противопоставление: вечный - независимый от времени, бесконечный во времени, постоянный, не перестающий существовать, никогда не прекращающийся.
Учет сочетаемости показывает, что вечный и временный расходятся в семантическом пространстве не так уж далеко. Вечная истина представляет интерес именно в этом мире. Творцы, воздвигавшие себе вечные памятники, мыслили их в посюсторонним мире и предназначали для потомков. Выражения вечное движение, вечная жизнь парадоксальны, ибо активность может осуществляться только во времени. Вечный покой человек находит на бренной земле, а не в мире ином.
Хотя наречие вечно в общем продолжает темпоральную тему, в нем начинает проглядывать вневременная (хотя и земная) составляющая. Время, описываемое с помощью вечно, имеет экзистенциальные черты, элементы неизбежности. Вечно курит означает, что не может избавиться от вредной привычки. Вечно голоден -органическое свойство субъекта.
Выражение казаться вечностью (используемое для обозначения томительно долгого ожидания) интересно намеком на то, что вечностью можно только казаться, а вот как ею быть - вопрос. Вечность скорее психологическая, чем теогоническая категория. Как оценка, объектами которой служат состояния, она скорее негативна.
Образное кануть в вечность не имеет ничего общего с переходом в трансцендентное измерение. Это значит - ''забыться'', ''исчезнуть'', ''уйти в небытие''. Напротив, отойти в вечность - типичный теологизм, толкуемый в соответствии с богословской доктриной.
Как не крути, вечность оказывается бессмыслицей. Парадокс, однако, заключается в том, что эта бессмыслица исполнена глубокого смысла.

В.Н. Калюжный. Время и вечность в языковом сознании // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000.С. 19.

Hosted by uCoz