В начало
О.А. Канышева. Феномен терпения в социальной культуре

В повседневной культуре общества присутствует одно, ни с чем несравнимое духовное качество - терпение. Хоть нам и нравятся праздники, подарки, внимание, любовь и т. д. В наших мечтах они появляются в первую очередь. Никто не любит вспоминать сколько труда и времени потребовалось на их достижение. В эти промежутки безвременья, т. е. тяжко длящегося времени, лишь терпение спасает от бессилия и усталости. Шаг за шагом каждый из нас преодолевает трудные этапы восхождения к желаемому. В этом смысле терпение - мост, который соединяет нас с мечтой.
Терпение скорее всего есть индивидуальная характеристика черты души человека. Она характеризует ее качество, способность выносить, переживать, превозмогать. Чаще всего в философской и религиозной литературе терпение упоминается как необходимая компонента духовной практики в достижении совершенства, при нравственном описании характера, при обучении и научении какому-либо навыку. Противоположностью терпения является нетерпение. В нем таится разрушительная сила. Например, в повести Ю.Трифонова «Нетерпение» раскрывается как желание распрощаться с царизмом, толкает революционеров на уничтожение себе подобных и на самоуничтожение.
Терпение сопряжено с феминизмом. Именно женщине на протяжении истории отводилось мало социального внимания. Сфера, в которой она чувствовала себя полноценно, была религия, которая, в свою очередь, призывала к смирению и милосердию. Исполняя консервативные функции в семье, она выполняла одну из главнейших: сохранение жизни. В культуре сформировалось представление о женском характере. «Женская линия в поведении, как правило, связана с мягкостью, милосердием, заботой, ответственностью, ненасилием, терпимостью, альтруизмом, эмоциональностью, диалогичностью, стремлением к поиску согласия, компромисса, ценностью равенства, справедливости и свобоуниверсальная форма организации и хранения социального опыта, которая обеспечивает историю самой социальности как таковой. В связи с этим можно выделить два типа категорий культуры.
Первый тип категорий - «содержательные» категории культуры, в которых выражаются наиболее значимые для данной культуры представления о направленности деятельности человека (это либо категории, фиксирующие наиболее общие характеристики объектов -пространство, время и т.п., либо характеристики социальных отношений — добро, свобода, красота и т.п.) (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; Степин B.C. Философская мысль в динамике культуры // Философия и культура. Самара, 1997). Категории данного типа представляют культурно-исторические универсалии культуры. Это категории в культуре.
Второй тип категорий - «формальные» категории культуры, которые возникают как универсальные формы представления социального опыта в культуре. К ним относятся остенсивные формы (формы демонстрации), императивные, аксиологические и формы-принципы: представление социального содержания через демонстрацию, через нормативы, через предложение выбора, через указание на основания. Эти культурные формы свойственны любой культуре и последовательность их становления отражает историю культуры как таковой: остенсивные и императивные формы задают тип традиционной культуры, а появление аксиологических и форм-принципов свидетельствует о становлении развитой культуры. Будучи формами хранения (предъявления) социального содержания, культурные формы становятся тем самым практическими приемами реализации социальных значений (смыслов социальной жизни), что и превращает их в особый род культурных категорий.
Если «содержательные» категории в культуре задают конкретно-исторический смысл деятельности человека (который, конечно, может включать и включает также и универсальные, общечеловеческие смыслы), то «формальные» категории культуры не только транслируют общественно-значимые смыслы во времени, но самим способом организации их исторической жизни придают им некие дополнительные оттенки, которые становятся абстрактным (категориальным) содержанием этих категорий. Так, каждая из остенсивных форм (образец, пример, ритуал и т.п.) передает свое конкретное содержание, но сама форма демонстрации содержит указание на необходимость отождествления принимающего культурные значения и передающего их: «Делай, как я» означает - «Становись, как я». Императивные формы несут в себе указание на долженствование, на подчиненность, зависимость принимающего культуру от культуры и социальности. Аксиологические формы ставят человека, осваивающего культуру, в ситуацию выбора, формируя в нем сам опыт выбора и представление о свободной связи с социальностью и культурой. Овладение умением работать с формами-принципами формирует в человеке основание его свободного (независимого, безусловного) поведения. Таким образом, категории самой культуры (в отличие от категорий в культуре) задают логику становления человека как социального (и культурного) субъекта: от его полной растворенности в социальности до его полной свободы по отношению к ней.
Структура и логика содержания «формальных» категорий культуры (предъявление, требование, выбор, интенция на утверждение бытия) становится основанием зарождения и развития основных видов духовной деятельности в культуре: искусства, религии, морали, познания. Каждая сфера духовной культуры в организации своей жизни использует весь спектр основных культурных форм, но та или иная область духовной культуры вырастает, развивая возможности определенной культурной формы. Искусство вырастает на основе остенсивных форм (мимезис или предъявление произведения необходимое условие существования искусства). Религия развивает возможности императивных форм (догмат и предписание необходимое условие ее существования). Нравственность реализует потенции выбора, заложенные в аксиологических формах. Теоретическое познание утверждает истину бытия, постигает сущность, конечную основу бытия. Таким образом, категориальная основа культуры становится объективной базой морфологического строения культуры.
Структура и логика «формальных» категорий культуры задает основание строения внутреннего мира (души) человека, основание его целостности. Все множество переживаний структурируется и приводится в единство основными чувствами (состояниями души) человека. Это - любовь, вера, надежда и всепонимание (мудрость). Несмотря на сложность этих универсальных состояний души, можно утверждать, что основой каждого из них выступает категориальное содержание универсальных культурных форм. Любовь требует непосредственного чувственного контакта с предметом любви, что обеспечивают остенсивные формы. Вера предполагает отношение иерархии, что порождает императивность. Надежда ориентирует на будущее, что включено в ситуацию выбора. Всепонимание (мудрость) опирается на признание принципиальной возможности всего, но при соответствии моменту. Таким образом, категории культуры, интериоризуясь, задают логику души.
Категориальная структура культуры есть культурное a priori, которое предшествует любому культурному акту и феномену, что и обеспечивает возможность непреходящего в культуре.

О.А. Канышева. Феномен терпения в социальной культуре // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. – С. 19-20.

Hosted by uCoz