В начало
В.Н. Константинов, Л.А. Русинова. Природа и культура: диалектика взаимодействия

Традиционным является анализ отношений человека к природному миру в их исторической изменчивости, развитии от одной культурно-исторической эпохи к другой. Ученые выделяют первоначальный, архаический период отношений человека к природе, характеризующийся ее обожествлением. Применительно к западноевропейской культуре исследуется глубокое влияние христианства на характер взаимоотношений человека и природы, в которых подчеркиваются идеи борьбы человеческого духа с природными стихиями, преодоления природы, воспринимающейся как источник порабощения человека низшим началом. Особый этап в отношении к природе принято связывать с европейским Ренессансом, резко отличающимся в своем обращении с природой
от предыдущих эпох. Ренессанс и все Новое и новейшее время, утверждают исследователи, проходит под знаком завоевания и покорения природа; идея безраздельного владычества человека над природой становится основой мировоззрения большинства современных народов.
К середине XX века технологизированное человечество утратило, на взгляд многих крупных западных и русских мыслителей, органическую связь с миром природы, он перестал восприниматься как самоценный, в отношении к природе восторжествовал принцип целесообразности, что явилось одной из причин глобального экологического кризиса, который рассматривается рядом авторов как прежде всего мировоззренческий, духовный, а не технологический, производственный, В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает идея восстановления духовно-нравственных ценностей, выработанных культурами прошлого, поиск и всесторонний анализ таких принципов и норм жизнестроительства, которые не ставят человека в антагонистические отношения с природой, не приводят к разладу с ней, к уничтожению природной среды. В этом смысле трудно переоценить пользу культурологического образования, дающего возможность современному человеку осознать принципиальные основы своего культурного бытия.
Другой аспект исследования проблемы «природа и культура» - выявление взаимосвязи природного и культурного начал в самом человеке. К этой стороне проблемы современная гуманитарная, в том числе культурологическая, наука демонстрирует все более углубляющийся интерес. В частности, обращает на себя внимание обнаруженная учеными связь генотипических особенностей того или иного этноса и его культуры. Речь в данном случае идет о формировании так называемых ментальных структур личности, ее поведенческих стереотипов. Ментальность же, по единодушному признанию современного научного сообщества, является основой всех социокультурных процессов.
Непосредственное отношение к проблеме менталитета имеет и та природно-географическая среда, в которой развивается определенная, исторически сложившаяся этнонациональная культура.
До недавнего времени в отечественной научной литературе доминировал негативный анализ роли природно-географической среды в формировании культуры, личности, образа жизни людей, их творческой активности и потребностей. Культурологов, историков мало интересовала пространственная, географическая сторона общественного развития, хотя к концу XX столетия в трудах русских и зарубежных авторов накопилось множество наблюдений о прямом и опосредованном воздействии природной среды на человеческую культуру в целом и отдельные ее формы (искусство, нравственность, религиозные верования и т. д.).
Описание функционального воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей, культуру, цивилизацию обязательно включает, на наш взгляд, следующие положения.
Природа определяет базовые - как материально-биологические, так и высшие, духовные — потребности индивида, а их осознание служит стимулом к деятельности, развитию волевых качеств и мышления личности, их особого склада.
Географическая среда непосредственно влияет на направление хозяйства и опосредованно - на содержание занятий людей, их запросы, интересы, быт, а последние накладывают отпечаток на духовный мир личности.
Географическое положение того или иного государства может при прочих равных условиях играть и благоприятную для прогресса роль, и тормозить развитие общества. Природно-географические особенности влияют на формы собственности, организации труда, что в свою очередь формирует самобытные черты любой национальной культуры.

В.Н. Константинов, Л.А. Русинова. Природа и культура: диалектика взаимодействия // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 21-22.

Hosted by uCoz