В начало
А.А.Кузьмин. Рефлексивная рациональность и понимание

Соотношением рефлексии и понимания открывается возможность обнаружения парадигмальных различий при философском анализе сознания. Согласно трансцен-денталистской традиции наряду с предметно-ориентированным мышлением предметом анализа становится мышление, направленное на само себя. Согласно герменевтико-экзистенциональной традиции когнитивные акты непосредственно вплетены в коммуникативные акты, уже предполагающие понимание себя и другого, взаимное пересечение оценок и самооценок. Понимание как изначальная форма исполненное™ человеческого существования, не будучи ни методологическим понятиям, ни способом вычленения духовного содержания из знаков и символов культуры, обретает значение бытийственной характеристики человеческой жизни в целом. Всякая ситуация понимания носит в себе проективный характер и может быть осмыслена лишь как движение трансцендирования, т. е. возвышение постигаемого смысла над сферой сущего. Всякое понимание, базируясь на принципах проекции и цели, ведёт в конечном итоге к самопониманию как проецирующему себя на собственные возможности, которые не выводимы ни из какого предшествующего опыта. Расширяя горизонты проблемы понимания философская герменевтика отмечает, что принадлежность к традициям также изначально существенно содержится в исторической конечности человеческого существования, как и его спроецированность на будущие возможности себя самого. Обращаясь к истокам исторической традиции, рефлексивная рациональность начинает выполнять прогностические функции. С её участием выявляются, вербали-зируются и актуализируются те смыслы, что заложены культурными традициями, опосредованно связанные с сознанием. На уровне вторичных оценок и интерпретаций, благодаря рефлексии, осуществляются личностные переоценки и переинтерпретации исторического придания, а так же самооценки и интерпретации собственных возможностей, согласно вопрошаемым преданиям. Благодаря коммуникативным связям и общениям человек постоянно ведёт диалог, или даже полилог, с историческими традициями. Выявляемые в результате движения диалогических и полилогических отношений, приобщающихся к традициям индивидов, смыслы уже не могут быть прорефлексированы, обозначая нечто предмет-ноподобное, косвенно репрезентирующее историческое сознание. Для обретения смысла требуются другие процедуры, прежде всего переживания и понимания.

А.А.Кузьмин. Рефлексивная рациональность и понимание // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С 23.

Hosted by uCoz