В начало
М.В. Кузьмина. Гуманитарное познание и метафизика национального духа

Существуют многочисленные попытки дать строгую дефиницию понятия «национальный дух», которая должна стать общепризнанной, однако принципиальная метафизичность данной сущности не допускает ограничений категоричности. В то же время, дух не есть только сознание или «чистое сознание», хотя бы потому, что, в противном случае, это понятие активно работало бы в «метафизике» античных философов.
Дух есть то, что онтологически укоренено в национальной культуре. Это реальная субстанция, обладающая и логическим, и метафизическим статусами. Дух есть движение саморефлексии над самим собой как реальной субстанцией. Но эта саморефлексия возможна только на реальном субстрате — национальной культуре. Поэтому впервые феноменальное явление духа миру стало возможным только как откровение - в религиозно-исторических легендах, в священных писаниях, формирующих национальные ментальное™, которые ни в одной из известных парадигм не могут быть оценены как простая непосредственная рефлексия сознания. Более того, именно откровения являют миру перспективу, спасают от «прокрустова ложа» идеи совпадения мышления и бытия, когда разум признается объективной сущности мира, то есть онтологизируется (а сам мир логизируется), закрывая тем самым все просветы и зазоры для действительной метафизичности национального духа. Торжество идеи тождества бытия и мышления приводит к потере перспективы, к абсолютной «осуществлённости всеобщего», но закрывает дорогу эволюции национального духа культуры. Возникает необходимость поиска альтернатив.
Выбор остаётся незначительным: или духовность не может быть объектом позитивной науки, и тогда исчезают радужные надежды философии быть законодательницей методологических норм для наук о духе; или же человек по своей природе лишён духовности, и тогда намечаются современные проекты гуманитарного познания. Вместо тождества - раскол, раздвоение, линия раздела, которая происходит не в самом человеке, а между человеком и духовным миром, «т. е. последней смысловой позицией личности» (М.М.Бахтин). Итак, духовный мир и человек, и грань проходящая между ними, - таков проект современного гуманитарного познания.

М.В. Кузьмина. Гуманитарное познание и метафизика национального духа // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 23.

Hosted by uCoz