В начало
И.В. Левитская. Проблема нормы в постмодернистской реальности

В мире, который «всегда нов» (М.Мамардашвили), с особой силой звучат вопросы: что есть норма в непрерывно меняющемся мире, в цивилизации индивидуальностей? существуют ли пределы отступлений от нормы в открытом обществе, исповедующем принципы толерантности? И, наконец, какую роль играет норма для становления человека в качестве самопричинного, свободного явления, в креативном деянии которого рождается уникальность вот этого, неповторимого «Я» и творится заново, всегда «здесь и теперь», весь культурный космос? На наш взгляд, эти вопросы не имеют однозначного решения.
Весь XX век сопровождался апокалиптическими предчувствиями, вызванными не только мировыми войнам, тоталитарными режимами и глобальными катастрофами, но и кризисом культуры Нового времени и рождением постмодернистской картины мирозданья. Обновление ценностного фонда европейской культуры зачастую принимало формы революционной ломки существующих традиций: революции в науке и технике, революционные изменения в искусстве, социальные революции, фундаментальные изменения образа жизни и стиля мышления.
Распад привычного образа мира в эпоху смены культурных парадигм повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации. В этих условиях устойчивой характеристикой социальной жизни становится эпатирующая деятельность, которая испытывает норму на прочность, определяет ее границы и возможности выхода за их пределы, а также принимает на себя функции актуализации неадаптивной активности личности, поиска самоидентификации. Создавая новый образ, надевая маску, эпатирующий субъект заставляет публику усомниться в «нормальности» привычной жизни. В XX веке эпатируют не только представители искусства и шоу-бизнеса, для которых эпатаж стал частью имиджа, но и политики, общественные деятели - советские диссиденты, представители правозащитного движения, не имевшие другой возможности, кроме эпатажа, привлечь внимание к абсурдности тоталитарного режима. Эпатируют современные российские политики, осуществляя фундаментальную модернизацию страны.
Эпатирующий субъект вопрошает: почему именно таково содержание нормы, каковы ее истоки и жизнеспособность в современном мире? Эти вопросы весьма схожи с теми проблемами, которые звучали в авангардном искусстве начала XX в., когда ломались привычные представления о художественном языке через обращение к его истокам. Но особенно ясно и фундаментально проблема функционирования нормы была поставлена в философской и социологической мысли, исследующей процессы смены культурных парадигм. Выделим концепцию аномии Р.Мертона, теорию межгенерационных ценностных изменений Р.Инглхарта, которые объединяет не исследовательская позиция, а общее направление поиска: изучение меняющихся ценностей в изменяющихся обществах. Причем исследование происходящих перемен сопровождается безусловным признанием социетальной функции нормы, особенно значимой для консолидации и стабилизации демократического, открытого общества, основанного на признании свободы, индивидуального самовыражения и творчества личности.
Иной аспект отношения к норме был выражен в работах Ф.Ницше, А.Бергсона, С.Кьеркегора, П.Тиллиха, М.Бахтина, М.Мамардашвили. Мыслители отвергли нормативность в морали, присущую классическому рацио, и сместили акцент с трансцендентальной составляющей сознания, благодаря которой индивид всегда имеет перед собой жизненный ориентир долженствования, на трансцендирование, индивидуальное личностное усилие, вводящее человека в мир посредством опоры на собственное «я», а не через апелляцию к незыблемым ценностям. Квинтэссенция этого направления анализа может быть выражена крылатой фразой М.Фуко, полагавшего поиск приемлемой для всех формы морали, которой все должны подчиниться, чем-то вроде катастрофы, ибо при этом отвергается не только индивидуальное разнообразие и свобода выбора, но и принципиальная незавершенность, открытость нормативного пространства. Такой подход кореллирует с теорией деконструкции Ж.Деррида, стремящегося сломать линеарность текста не в целях его уничтожения, но с тем, чтобы выявить лакуны, разрывы смысла, скрываемые тысячелетней нормой письма, подобно тому, как обнаружение репрессивной функции социальной нормы сопровождается ее обновлением.

И.В. Левитская. Проблема нормы в постмодернистской реальности // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 23-24.

Hosted by uCoz