В начало
В.Г. Лукьянов. Об особенностях русской религиозной аксиологии

В современной литературе существует два подхода к вопросу о том, разрабатывала ли русская философия теорию ценности: согласно первому, русская философия не знала теории ценности (М.С.Каган); сторонники второго подхода полагают, что русская философия - тем более русская религиозная философия - содержит аксиологическую проблематику (А.Ф.Замалеев, Г.П.Выжлецов и др.). Согласно, М.С.Кагану, если нет никакого сущностного отличия ценности от истины, так же как красоты от добра, то не возникают и самостоятельные эстетическая и этическая, гносеологическая и аксиологическая теории. То есть речь фактически идет о том, что в русской религиозной философии именно по этой причине отсутствуют теория познания, эстетика, этика, аксиология. Такая позиция выглядит достаточно убедительно, если исходить из опыта западноевропейской философии. Вместе с тем, в отечественной философской литературе существует определенная традиция, связанная с истолкованием специфики русской, в особенности, русской религиозной философии. Согласно этой традиции онтологизм русской философии накладывает неизгладимый отпечаток на сам стиль философствования, внутренне ей присущий. В историческом плане основополагающую роль в становлении религиозного онтологизма сыграло святоотеческое учение, а также связанная с ним иси-хастская традиция; для исихастов-нестяжателей дуализм земного и божественного приобрел аксиологический характер. Исихазм как практика сочетания ума с сердцем, как путь внутреннего духовного перерождения личности через оптинское движение в православии ХIХ века оказал глубокое воздействие на творчество русских писателей и религиозных философов.
В этой связи, на наш взгляд, есть все основания полагать, что русская религиозная философия включает в себя также и аксиологию. Причем как и в случае с гносеологией, к аксиологии она шла через онтологию, через
внутреннюю органическую сопричастность бытию. Известный исследователь русской философии В.В.Зень-ковский отмечал, что для религиозной установки (и только для нее) характерна внутренняя неотделимость теоретического и аксиологического момента в понимании бытия (Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Л., 1991. T.I. 4.2. С. 83). В этом смысле можно говорить о том, что русская религиозная философия буквально пронизана аксиологической проблематикой, содержит ее как свой сущностный момент.
Так, аксиологическая проблематика была предметом анализа Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка и др. Например, Б.П.Вышеславцев не только использует понятие «ценность», но и выдвигает целый ряд аксиологических идей: существуют различные системы ценностей у различных народов и культур; последним их основанием являются великие религии, в которых ценности открываются, как, например, в десяти заповедях Моисея, и др. Однако никто из названных представителей русской религиозной философии не ставил задачи создания целостной аксиологической концепции. Такую задачу поставил перед собой и осуществил Н.О.Лосский, который наряду с общей теорией ценности разработал на основе методологии религиозного онтологизма и эстетическую теорию красоты как ценности.
Возникает также вопрос: означает ли постановка проблемы ценности и рассуждение на эту тему разработку теории ценности, аксиологии? На наш взгляд, исходя из вышесказанного и учитывая специфику русской философской традиции, на этот вопрос следует ответить утвердительно. Сами религиозные философы, например Н.О.Лосский отвечали на этот вопрос однозначно: «Лосский разрабатывает проблемы эстетики в той же самой плоскости, как и проблемы аксиологии и этики, т. е. исходя из концепции Царства Божьего» (Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С.307). Н.О.Лосский обозначает этот раздел своего учения термином «онтологическая теория ценностей» (как и в случае с теорией познания, которую Франк обозначил термином «онтологическая теория познания»). Таким образом, и гносеология, и аксиология в русской религиозной философии имеют онтологическую основу - и в этом специфика русского стиля философствования.

В.Г. Лукьянов. Об особенностях русской религиозной аксиологии // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 24-25.

Hosted by uCoz