В начало
В.И. Мельник. Интегративная роль цивилизованности в развитии цивилизации и культуры

Цивилизованность производна от понятия цивилизации, которое обозначает явления материальной жизни, социальности и культуры людей. Социальность - основа и ядро образования общества посредством возникновения и реализации системы отношений общения и сотрудничества людей с природой и между собой в процессе создания и развития условий, ценностей их жизнедеятельности. В качестве способа деятельной реализации отношений сотрудничества социальность выступает онтологической основой созидания общества, его бытия как системы материальных и духовных условий воспроизводства и развития человеческих сущностных сил. Эти условия обозначают возникновение цивилизации, социальных основ материальной и духовной культуры. Социальность - источник и коренное благо цивилизации и цивилизованности, предпосылка культуры людей.
Культура выступает продуктом и способом развития социальности и индивидуальности людей. Ценности материальной и духовной культуры представляются опредмеченными формами потребностей и социальных условий воспроизводства и развития индивидов и общества. Духовные ценности определяют состояние культуры общества в индивида, выражают меру их духовно-культурного развития. Диалектическое взаимодействие социальности и культуры выражает состояние материальных, организационных и духовных достижений цивилизации к цивилизованности.
Единство социокультурных корней цивилизации и цивилизованности не говорит об их тождестве. Цивилизованность определяется только позитивными гуманистическими достижениями цивилизации. Она зиждется на творении гуманистического блага во имя каждого человека, общества в целом, в корне противостоит первобытному и цивилизованному варварству, пробивает себе дорогу посредством преодоления нецивилизованности людей и условий их жизни. Социальность и культура гуманистической направленности определяют смысл цивилизованности как способа творения блага
для жизни и развития человека. Цивилизованность есть способ и в то же время мера гуманистической благотворности людей и условий их общественной жизнедеятельности.
Творение блага реализуется через аксиологические ценностно-кумулятивные функции цивилизованности. Гуманистическая благотворность цивилизованности выражает её абсолютную ценность как качества человека и общества, меры развития и проявления их сущностных сил в создаваемых опредмечиваемых ценностях жизнедеятельности. Ценности призваны реализовать благо жизни, а значит и цивилизованности людей. Перекосы в состоянии этих ценностей, преобладание материальных или духовных ценностей проявляется в противоречиях цивилизованности. Последняя в этом случае выступает мерой противоречий между материальными и духовными, индивидуально-эгоистическими и общественными интересами. Но цель цивилизованности — гармоническое сочетание их.
Цивилизованность есть интегративная мера развития индивида и общества, цивилизации и культуры, обозначения противоречий или гармонии в состоянии сущностных сил и условий жизни людей. Интегративность цивилизованности, выражаемая в её главном требовании — гуманистической благотворности её субъектов и носителей, делает данную категорию универсальным методологическим средством анализа и оценки всех общественных и исторических явлений. Это же требование и мера его реализации помогают определять средства и методы целенаправленного воспитания индивидов в духе цивилизованности.

В.И. Мельник. Интегративная роль цивилизованности в развитии цивилизации и культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 26.

Hosted by uCoz