В начало
В.В. Пантелеева. Философское осмысление бытия формы

В целом, обобщая и анализируя имеющийся по данной проблематике материал, можно выделить три основных подхода к рассмотрению формы. Форма, так или иначе, рассматривалась как граница, структура, активность.
Форма как граница или контур чаще всего понимается как внешняя форма предмета или явления. Внешняя форма определяет границы существования Одного и следовательно возможность бытия Иного.
Внешняя форма обычно связывается с формой выражения. Что же выражается в данном случае? Очевидно, что содержание. Здесь кроется одно затруднение, связанное с подозрительной простотой понимания проблемы. Получается, что контур, то есть, то, что мы видим, внешность — это форма. А все, что заключено внутри - это содержание. В данном случае вопрос о связи формы и содержания предполагает обращение к категориям сущность и явление. Сущность непосредственно недоступна нам. Она реализуется через разнообразные формы выражения. То есть форма выражает сущность в явлении. Но сущность по-прежнему недоступна. Выражение заключается в символическом указывании на сущность. Здесь форма становится символом, скрывающим сущность и содержащим в себе бесконечность значений в виду ее глубины (сущности, а, следовательно, и глубины формы). Отсюда и бесконечное число значений символа, который как будто замещает собой глубину выражения сущности. Можно сказать, что символ это форма выражения смысловой бесконечности сущности.
Что касается связи формы и содержания, то в контексте рассуждений о форме выражения следует различать выражение и наполнение формы содержанием, в варианте «стакан - вино». Форма не наполняется содержанием, но она его выражает. Содержание это не тоже, что содержимое. Содержание существует «параллельно» с формой. При этом то, что мы «видим» это «видимость» (способность быть «видимым», которая присуща форме) содержания посредством формы. Выражение, а, следовательно, и форма это то, благодаря чему возможна «видимость» содержания. В данном случае связь формы и содержания характеризуется органичностью соответствия. Содержание определено именно в Данной форме выражения. И форма находится исходя из этого конкретного содержания. В этом смысле не бывает случайных или, как иногда кажется, «неподходящих» форм. Сущность проявляется в соответствующих ей формах выражения. Не бывает также пустых или бессодержательных форм, за каждой формой стоит то или иное содержание. Вопрос в том, как увидеть его за формой, как их различить и связать затем воедино.
Внутренняя форма, позволяющая феномену находиться в состоянии устойчивости, представляет собой организованное единство или структуру. Структура изнутри как будто «схватывает» содержание, дифференцируя его по системообразующему признаку на элементы и связи между ними. Основная функция структуры заключается в сохранении свойств системы, устойчивости феномена. Структура как дифференцированное единство является внутренней формой, которая организует содержание. Иными словами, структура является внутренней формой организации содержания. Содержание, структурированное определенным способом, обладает некоторой устойчивостью.
Нередко внутреннюю форму, структуру называют способом действия и тогда форма или, иначе говоря, структура выступает организующим началом деятельности. Действие по форме обеспечивает достижение результата. Знание формы позволяет подействовать, когда отсутствует понимание. Следование структуре дает возможность приблизиться к содержанию действия, но это лишь возможность.
При этом парадокс внутренней формы заключается в том, что лишь при внутреннем усилии, понимании и переживании структура оживает, наполняется подлинным содержанием. Но одновременно с этим форма сама по себе может предписывать, задавать содержание, которое в этом случае будет посредством формы принято раньше его понимания. Значение структуры как организующего момента при этом очень велико. Для функционирующей части действительности структурная организация является основанием существования. Другое дело, когда речь идет не о функционировании, здесь включаются иные механизмы организации. Именно в связи с этим рассмотрение феноменов культуры с позиции формы, понимаемой как структура, не позволяет сохранить целостность. Особенное в феномене культуры не укладывается в рамки, ограничивающие понятие структуры. Категория форма в данном случае оказывается гораздо шире структуры.
Форма как активность есть сила, энергия. Форма является не только формой выражения и структурой, но она еще и о-формляет реальность. О-формление оказывается процессом придания определенности. Форма силой своей активности создает саму реальность, о-формляет Хаос и превращает его в гармонию, Космос. Форма здесь понимается как процесс создания содержания и форм его выражения. О-формление неопределенности есть формирование реальности, смысла. Здесь форма рассматривается динамически. Процесс движения и изменения форм следует из сущностной характеристики самой формы, понимаемой как активность или энергия. Содержание тогда это некая определенность, осмысленность.
Реализация формы происходит одновременно на уровне выражения, структуры и активности. И чтобы осмыслить бытие формы, необходимо исходить из целостного понимания формы как таковой.

В.В. Пантелеева. Философское осмысление бытия формы // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 28.

Hosted by uCoz