В начало
С.П. Парамонова. Ценностные миры социума на рубеже эпох

Ценностные миры социума — категория для обозначения духовной энергии, направляющей развитие общества. Ценностные миры социума — квинтессенция состояний морали как в актуальной ситуативной реалии, так и в описаниях исторической ретроспекции и прогностических вариантах.
Ценностные миры - более сложные образования, чем ценности, «верховные ценности», моральные принципы и разночастные ментальные структуры. Ценностные миры позволяют удерживать целостность ситуации, поскольку неявно санкционируют тип сознания и поведения личности, группы и общества в данном «просвете бытия». Конвергентный смысл ценностных миров социума состоит в философском подходе — универсальности трех начал: творчества, прагматики и гедоники, в аспекте социологии морали проявление типов морального сознания: «коммюнотариста», «прагматика» и «гедониста», в этическом плане выявляет эффект уникальности проявления нравственных качеств личности в органическом и трансформирующемся обществе.
Ценностные миры - коммуникативный способ самосохранения и саморазвития общества. Они составляют ту ауру, которая обусловливает фоновые ожидания поведения человека в обществе. Они накладываются как координатная сетка на социальные группы, социальные институты и социальные процессы, что позволяет делать выводы о границах изменения морального сознания в обществе. Ценностные миры определяют смысл жизни, близкий и понятный каждому как в закрытом, так и в открытом обществе. Ценностные миры в древних типах цивилизаций носят интуитивный, стихийно-природный характер и создают коллективность закрытого типа. Исходя из Бергсона, привычки способствовали выживанию закрытого (традиционного) общества. В настоящем, в открытом обществе, коммюнотарность носит характер выделенности группы, института, веры в собственную избранность и продуктивность.
Если античность выкристаллизовала в качестве идеала творчество, прагматику и гедонику, а христианство - совершенствование человека перед лицом бога и провозгласило основными ценностями веру, надежду, любовь, то индустриализм возлагал все надежды на разум, науку и технику. Ценностные миры были объединены провозглашением новых отношений: свободы, равенства и братства. Это различные основания ценностных миров, которые отражают вектор исторического развития общества. Ценностные миры схватывают дух эпохи в принятой обществом ориентации.
Если в органические эпохи интересы общества направлены на осмысление вселенских (космических) проблем и коммюнотарных задач самосохранения и саморазвития общества, то в переломные эпохи энергия интересов смещается в сторону поисков этического смысла бытия. И в центре внимания философии и социологии становится проблема человека. Сократ и Лютер, Руссо и Кант, Смит и Маркс, Ницше и Шпенглер, Ф.Капра и П.Бурдье обозначили в истории мышления не только сдвиги метафизических вопросов, но явились предвестниками глубоких социальных движений, способствуя смене ценностных миров социума.
При разрушении ценностных миров сама жизнь теряет смысл для человека. Их разрушение - утрата прежнего качества социума. Смысл развития общества и выход из кризиса мы видим в обоснованной многовековой традиции каждого выживающего общества - приоритетности общего над индивидуальным и соблюдении меры коммюнотарности, прагматики и гедоники как трех оснований полноценной человеческой деятельности при сознательном регулировании (праве) и саморегулировании (морали), позволяющих преодолеть структурный кризис общества.
Ценностные миры социума можно интерпретировать как социальное поле, в котором диспозиции распределяются в соответствии с выделенными нами основными структурами - коммюнотарностью и индивидуализмом (в социальном плане), творчеством, прагматикой и гедоникой (в деятельностном плане), нарастанием атомизации, свободы и отчуждения в процессе модернизации и тенденцией осознания ответственности (актора) за судьбу субэтноса в постмодерном пространстве. Эпоха традиционных обществ тяготеет к гедонистическим идеалам; 500-летний путь развития капитализма - к прагматическим. Новый переход от Gesellschaft к Gemeinschaft, по Теннису, определяется становлением глобальной коммюнотарности.

С.П. Парамонова. Ценностные миры социума на рубеже эпох // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 28-29.

Hosted by uCoz