В начало
Е.Л. Разова. Антропология дома

Архитектура есть способ и путь гуманизации мира. Срезы-грани бытия, создаваемые архитектурой, есть актуальные варианты бытия, миры, которые стягиваются и пересекаются в Доме.
Границы комфортабельного пространства, т. е. пространства, где человек реализует свою естественную нужду в защищенности, где он, лишенный природой прочих средств защиты и противостояния агрессивной внешней среде, обретает вновь пренатальное чувство безопасности, изначально совпадали с границами пещеры, которая много позже в психоаналитической практике получила статус одного из основных архетипов, с которыми связаны глубочайшие движения подсознания. Обретая покой безопасности, человек становился человеком, получая возможность реализовывать свои сущностные конститутивные качества, такие как мышление и творчество. Дом - территория привычного, habitat -привычное, конституирующее целостность внутренне-внешнее, т. е. единство внутреннего чувства временности (укорененность в истории через родовые корни поместья, через наследованное вещное наполнение дома и через повседневные практики косвенно или непосредственно обусловленные и обуславливающие организацию пространства дома) и внешнего его обрамления — пространства, получающего спецификацию в архитектурном сооружении — в повседневности - в доме.
Дом определяет человека не только как тело, т. е. в физическом пространстве, но и в пространстве социальном. Дом делает человека человеком, реализуя его характеристику как homo politicus, вводяего в пространство регулирующей морали и этики, в систему человеческих ценностей. Не имеющий дома не имеет прав - таков закон всех обществ вплоть до сегодняшнего дня в России, где прописка определяет сам факт существования человека как юридического лица. Нет дома - нет прописки, нет прописки - нет человека. Практика остракизма основывалась именно на лишении дома, на изгнании в мир необитаемый, в зону неразличимости, где могут существовать либо животные, либо боги, но не люди. Так дом-складка собирает, скручивает пространство и время в здесь-и-сейчас бытие, получившее размерность ich-бытия, соположенного с Другим в социальном и физическом пространстве. Удерживается пространство дома-складки внутренней временностью-хабитуальностью, которая актуализует-ся в повседневных практиках, опосредованных телом как синтезом вещного наполнения и архитектурных рамок суперъекта.
Тело не «заканчивается» кожным покровом. Его продолжает одежда, как продолжает руку орудие (инструмент, оружие), тело и его положения и движения продолжает мебель, глаз продолжают очки, линзы, телевизор, ухо - слуховой аппарат, радио и телефон, мозг -компьютер, сознание - internet. Дом и его вещная спецификация продолжают, дополняют, замещают не только органы, но становятся самими функциями этих органов, дом становится человеческим телом, наполняя тело новыми возможностями, функциями и смыслами. Dasein классической философии здесь получает наглядное воплощение в доме как синтеза человека, вещей и архитектуры, где каждый элемент невозможен без остальных, в «чистом» виде. Суперъект-вещь-дом - вот формула телесности, характеризующейся стремлением преодолеть свои материальные архитектурные границы и глобализироваться в виртуальных «границах» всего жизненного мира в режиме интерсубъективности. Образ жизни становится тотальным жизненным стилем (Weltstil).

Е.Л. Разова. Антропология дома // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 29-30.

Hosted by uCoz