В начало
Т.Н. Растворцева. Феномен отцеубийства в культуре

Чаще всего убийство является методом разрешения определенной конфликтной ситуации. Однако в соответствии с современными социально-правовыми нормам убийство человека человеком чаще всего осуждается. Тем более, когда речь идет о физическом уничтожении такого близкого лица, как отец или мать, так как именно родители всегда играют ведущую роль в формировании личности на любом возрастном этапе и желание устранить одного из них является на первый взгляд противоестественным. Так, что же такое феномен отцеубийства - результат ненависти и агрессивности или ревности, как утверждал 3. Фрейд, либо это уникальное явление культуры?
Отцеубийство - это вид преднамеренного убийства, целью которого является разрешение какой-либо конфликтной ситуации между ребенком и родителем (родителями). Данное явление имеет прецеденты не только в реальной правовой сфере, но и в мифологии, а так же литературе. В этой связи, интересно проиллюстрировать имеющиеся источники по отцеубийству и попытаться обнаружить его социально-психологические основания.
Древнейшим и весьма убедительным мифом является миф о царе Эдипе, первоначальным автором которого был Софокл. Этот же мир взят за основу в трагедии Сенеки «Эдип», Вольтера, В.А.Озерова «Эдип в Афинах». Идея отцеубийства развивается уже и в более позднее время в литературе. Например, в шекспировской трагедии «Гамлет». Согласно интерпретациям И.Гёте и З.Фрейда в этом произведении прослеживается скрытое желание принца Гамлета убить своего отца, хотя по реальным действиям умирает его мать. В комментариях Фрейда это событие истолковывается с точки зрения теории инфантильной сексуальности, основой которой выступает описанный выше миф об Эдипе. Ярким примером отцеубийства в русской литературе являются персонажи романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» - Иван Карамазов и Смердяков, которые были убийцами своего отца. Вариант женского персонажа-убийцы в зарубежной литературе представляет Беатриса Ченчи, убившая своего отца Франческо в произведении П.Шелли «Ченчи» и в одноименном произведении А.Арти. Здесь идея звучит следующим образом: каковы бы ни были удары судьбы, ответом на них должна быть не покорность, а убийство того, кто является носителем зла. Убийство отца для Беатрисы было необходимым, чтобы освободить, очистить душу от скверны. Таким образом, отцеубийство в мифологии и литературе получило статус феномена культуры, который необходимо изучать с привлечением знаний из области психологии, культурологии и философии.
В настоящее время наиболее полный анализ причин и мотивов убийства детьми своих родителей дал З.Фрейд в работах по психоанализу. По его мнению, истинный источник заключается в инфантильной сексуальности личности, когда возникает бессознательное влечение к одному из объектов привязанностей (к отцу или матери) и желание уничтожить соперника.
Такой подход объясняет лишь некоторые мотивы отцеубийства как явления психопатологического, но он не способен показать социокультурный смысл данного феномена. Скорее всего, отцеубийство представляет интерес в связи с определенной исторической и культурной ситуацией, а также имеет связь с социальной природой развития личности. В процессе социализации личность ребенка довольно часто протестует против чрезмерного родительского воздействия, рассматривая его как личную несвободу. В этой ситуации путь к «свободе» лежит через устранение источника несвободы.

Т.Н. Растворцева. Феномен отцеубийства в культуре // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 30.

Hosted by uCoz