В начало
Е.А. Русакова. Биоэтика и ценности гуманизма

Примером выработки новой стратегии цивилизационного развития может служить возникновение и интенсивное развитие в последней трети уходящего столетия биоэтики. Данное направление научного знания весьма противоречиво. С одной стороны, оно интерпретируется как «междисциплинарная теория», вызванная к жизни конфликтом в области развивающейся «технологии» и «основных человеческих ценностей» (В.Поттер, Д.Кэллахэн), с другой стороны, биоэтика выступает как «область проблем», в изучении которых применимы традиционные методы, связанные с нравственным анализом исследования (Д.Флетчер, П.Рамсей) (Кармазина Е.В., Царегородцев Г.И. Биоэтическое направление в современной буржуазной философии //Вопросы философии. 1985. №12. С.111.).
Знакомство с кругом вопросов, охватываемых понятием биоэтики, свидетельствует о Необходимости выработки системы нравственного регулирования научной деятельности медиков, биологов, представителей других наук, которые так или иначе вторгаются в основы человеческой природы. По существу, речь идет о поисках человеческого смысла, предельных основ самой теоретической рациональности, до настоящего времени играющей важнейшую роль в организации материальной и духовной деятельности (Смирнов И.Н. Философские измерения биоэтики // Вопросы философии. 1987. №12. С.84.). Это порождает еще одну важную этическую проблему - социальной ответственности ученых. Именно социальная ответственность ученых явилась исходным импульсом, который заставил все человечество, и прежде всего ученых, осознать серьезность ситуации. Это созвучно философской позиции экзистенциализма, одним из представителей которого был К.Ясперс. Он считал, что имея определенную силу и способность изменить мир, мы должны быть полностью ответственны за свои поступки. Ответственность ученых заключается в осознании наиболее важных и перспективных проблем и в борьбе за их решение.
Подводя итог, можно сделать предварительные выводы. Во-первых, новые виды деятельности и их масштабы требуют формирования и развития новой сферы этики. По нашему мнению, в центре ее разработок должны быть предвидение и анализ последствий деятельности. В данном случае можно вести речь о прогностической функции биоэтики.
Во-вторых, в современных условиях, как никогда, актуальной становится ответственность ученого за результаты своей деятельности.
В-третьих, биоэтика, как нам представляется, способна решать многие возникающие проблемы, так как делает попытку восстановить изничтоженную научным рационализмом, прагматизмом категорию святого, обуздать могущество разума, что поможет нашему обществу выработать ценностные ориентации личности, в которых мы нуждаемся.
В-четвертых, проблемы биоэтики - богатейший материал для работы философской мысли, поскольку именно в них как бы нарочито обнажается и приобретает сверхчувствительность то, что именуется душой, совестью, долгом, ответственностью, все то, что объединяется емким понятием морали и нравственности.

Е.А. Русакова. Биоэтика и ценности гуманизма // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 31-32.

Hosted by uCoz