В начало
Т.Е. Барсова . Переоценка ценностей на рубеже веков

Индустриальная (техногенная) цивилизация в гуманистическом измерении во многом исчерпала себя. Це-лерациональное мышление характерное для этой цивилизации, ориентировало человека на переустройство несовершенного мира в соответствии с универсальным планом и своими потребностями.
Приоритетные ориентиры деятельности человека: деньги, собственность, власть привели человечество к опасной грани, глобализовав множество проблем. Исторический вызов принят и осмыслен в трудах русских и западных философов в терминах неподлинного бытия, объективации, духовной буржуазности, бегства от свободы. Предпринята теоретическая попытка противостоять негуманной действительности гуманными средства-: ми. Набор гуманистических ценностей кардинально переосмыслен русскими философами XIX-XX веков.
Чаадаев, Соловьев, Бердяев, Франк и другие критиковали такие компоненты гуманистического идеала как индивидуализм, отдельность, обособленность человека. Сквозь призму концепции онтологического всеединства (Франк) человек видится связанным с мировым целым. Преодолеть обособленность он может и должен в результате напряженных духовных усилий, открывая
внутреннюю связь с Богом. Обожение жизни человеком делает ее осмысленной.
Русские мыслители переосмыслили центральный принцип техногенной цивилизации - принцип преобразующего деяния. Строя проекты лучшей жизни, совершенного общества, человек пытается привести мир в соответствие с ними, подогнать действительность под теорию. Исторический опыт свидетельствует, однако, что любая теория беднее практики. Нужно не менять этот мир, а понимать его. Славянофилы понимали свободу человека не как власть над миром, а как адаптацию к нему, сопричастность и открытость человека Богу. Идеалы нужны не для того, чтобы реализовывать их, а для того, чтобы самоопределять свое отношение к миру, исходя из них. Таким образом, «внешнее делание» без внутреннего невозможно и бессмысленно.
Итоги размышлений отечественных философов над судьбами русского народа и всего человечества могут послужить базой для революции в сознании, сопровождающей переход к новой цивилизации. Под знамена этой революции выставлены ценности, с которыми можно идти в новый век:
а) Аскеза, т. е. приоритет духовных ценностей в жизни общества. Какими бы важными ни были материальные интересы людей, они должны быть освещены светом вечных ценностей: добра, любви, исторической памяти. Все стороны жизни связаны, но духовно-нравственные ориентиры в ней самые верные, так как кроме земного бытия человек подчинен высшему закону.
б) Соборность, всеединство, богочеловечество. Человечество едино, и его будущее связано с преодолением изолированности, обособленности. Человек, будучи связан с другими людьми, переживает свою личную ответственность за зло в мире. Субъектом будущей интернациональной культуры, вырабатываемой в свободном диалоге культур, будет «мировая личность», а универсальной мыслительной парадигмой - всеобщая нравственная идея.
в) Творчество. Человек-творец - самобытная, самоценная свободная личность, отвечающая за строй всего мироздания. В творчестве раскрывается бесконечная природа человека, высшее его назначение.

Т.Е. Барсова. Переоценка ценностей на рубеже веков // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 4-5.

Hosted by uCoz