В начало
Г.В. Скотникова. Три луча византизма в современном культурологическом вопрошании

В ткань русской культурософской мысли XIX-XX вв. проблема византизма вплетается ярко и рельефно, становясь, по сути дела, пробным камнем в решении вопроса о самобытности русской культуры, в характеристике ее своеобразия и, - типа цивилизации. Именно в таком качестве предстает византизм в период становления русской философской традиции во время полемики первой половины XIX в. Речь идет о контрапункте исторических воззрений Пушкина и Чаадаева, непримиримости социального мистицизма последнего и метафизического персонализма Киреевского и Хомякова; об историософских взглядах Хомякова и в его истолковании противоречий византийской культуры, об исторической трактовке византизма Грановского. Вопрос о византизме приобрел, как известно, особую остроту во второй половине XIX в., когда главными антагонистами в его решении стали К.Леонтьев и В.Соловьев. В богословском, кулътурфилософском аспекте тему византизма и его влияния на русскую культуру в XX в. разрабатывали представители русской эмигрантской мысли: Флоровский, Федотов, О.Иоанн Мейендорф и другие. Методологическими опорами в российской науке двух последних десятилетий стали труды Аверинцева, Лотмана, Б.Успенского.
В юбилейный год 2000-летия Христианства свет Византии, ушедшей, но не угасшей звёзды» - золотой ас-сист, в котором особенно ярко сияют три луча. Первый луч - это духовный свет Византии, родины вселенского православия, знаменитых Отцов Церкви, хранительницы величайших христианских святынь. Из духовно-культурных событий знаменательное подтверждение этому - выставка «Синай. Византия. Россия», помещавшаяся в стенах дворцовой церкви Спаса Нерукотворно в Эрмитаже в течение лета -начала осени (13.06.-20.09). Уникальная экспозиция, включавшая иконы из действующих храмов монастыря св. Екатерины на Синае создавала ощущение не только преодоления, как бы растворения временных преград, но и реальной нетленности вечной координаты человеческой души, осознание общности мистической основы византийской и русской культуры — иконного сознания, сознания, воспитанного на постижении иконного образа, как мира чистой души, как пути ко спасению. Синайский монастырь, основанный в VI в. при императоре Юстиниане Великом, стал палладиумом христианства на Востоке и в этом его особенная, важнейшая роль в восточно-христианском мире, ибо именно этот монастырь получил от Магомета знаменитый фирман (указ), по существу завет уважительного отношения к христианам. Монастырь св. Екатерины на Синае - символ восточно-христианского духовного и цивилизационного единства.
Второй византийский яркий луч - это актуализовавшаяся проблема целостной культурологической характеристики Византии как своеобразного духовно-культурного явления в истории мировой цивилизации, как особенного жизненного уклада, возникшего из соответствия евангельским началам, благодаря чему византийский порядок из исторически-средневекового дорастает до онтологически вечного. Эта проблема разрабатывается в трудах С.Аверинцева, А.Кириллова, К.Хвостовой, В.Камнева.
Третий византийский луч в современном культурфилософском сознании - это переосмысленная идея «византийского содружества» сэра Д.Оболенского. Недавняя военная ситуация на Балканах обострила проблему цивилизационной идентичности. Проявилась актуальность византизма, не совпадающего ни с западничеством, ни с панславизмом, ни с евразийством. Выдвигается идея неовизантизма, «неовизантийского содружества». Неовизантизм рассматривается как фундамент противостояния прессу «pax americana», стратегия и тактика сохранения самобытности культур, как восточноевропейская цивилизационная идентичность.

Г.В. Скотникова. Три луча византизма в современном культурологическом вопрошании //
Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 33.

Hosted by uCoz