В начало
Э.В.Соколов. Культурные миры человека

Разделение культуры на «материальную», «духовную», «социально-институциональную», «поведенческую» - некорректно и отражает бессилие естественнонаучной методологии, когда с ее помощью пытаются осмыслить сложнейшие проблемы культуры. Между тем, систематизация явлений культуры, выделение в ней целостных образований, «культурных миров», отличающихся друг от друга именно человеческими способами понимания, действия, оценки, важна в научном и практическом смысле слова.
Культурных миров существует столько, сколько есть отдельных, развитых, осознавших себя личностей. Но, вместе с тем, культурный мир - един, целостен. Он открыт для всех, как, скажем, язык. В принципе, если бы мы, люди, были бессмертны и всегда умели построить «правильную» стратегию жизни, мы могли бы овладеть всеми языками, понять все верования, все науки, гармонически соединить в душе буддизм и протестантизм, православие и коммунизм, опытную науку и веру в Бога. Однако отдельные люди и исторические общности -
инертны, упрямы и недальновидны. Эти качества не позволяют людям объединиться и жить в едином культурном мире. Но можно сделать хотя бы первый шаг в этом направлении: научиться различать культурные миры, складывающиеся тысячелетиями, отделять их от социально-идеологических «оболочек» и, совмещая в душе принципы различных миров, более умело строить свою личность и жизнь.
Самым универсальным, первичным в историческом смысле является Мир Природы. Природа — одна для всех, доступна людям, независимо от их образованности, возрастных, национальных и социальных различий. Мы верим, что природа — вечна, хотя в свете сегодняшнего экологического знания эта вера уже не кажется обоснованной. Природа воспринимается нами как целое, но не с позиций здравого смысла, не научно, не религиозно, а эстетически. В «эстезисе» - то есть в процессе перемешивания, синтеза разнородных ощущений в эстетически единый осмысленный образ Природы - сочетаются и чудесно преображаются радость и боль, гордость и стыд, вражда и любовь. Из образа Природы, выработанного культурой, вырастают научные, философские, религиозные и художественные интересы. Поэтому глупо и неосновательно «выводить» скажем, религию или науку «из страха дикаря пред силами природы» или из желания извлечь из нее пользу. Природа - вечная «среда» нашей жизни, вечный объект созерцания, неисчерпаемый источник впечатлений, образов и энергии.
Природа состоит не из атомов и молекул. Это лишь элементы научного мира физика или химика. Она состоит из стихий, чего-то вполне спонтанного. Это горы, леса, моря, степи, пустыни, реки. Природа является нам в ритмическом чередовании зимы и лета, дня и ночи, смене разнообразных ландшафтов, когда мы движемся в пространстве, в ласкающем свете утреннего солнца и в грозном урагане. Природа никогда не повторяется. Жизнь и смерть, страдание и радость, любые противоречия спокойно уживаются в природе. И именно благодаря своему богатству, «терпимости» и широте Природа никогда нам не изменяет: в восемьдесят лет мы можем наслаждаться зрелищем солнечного восхода или дуновением ветерка так же, как наслаждались этим в детстве. Природа возбуждает любопытство и через него взращивает разум и исследовательские интересы. Она представляет нам множество материалов для того, чтобы что-то строить и изобретать, а сами природные подсказывают нам как лучше строить, чтобы было экономно, прочно, удобно и красиво. Но человеческий разум часто не достигает разума Природы, хотя призван возвыситься над ней. «Жить в согласии с природой» - древняя мудрость, значимость которой никогда не уменьшится.
Мир вещей радикально отличается от Природы. Он построен прямолинейным человеческим рассудком и умелыми, но все же корыстными руками - по определенным правилам и стандартам. Природа в вещах - убита, разъята на части, которые соединены по искусственному человеческому замыслу. «Вещь» есть, прежде всего, нечто «умышленное», отличное от стихии, созданное из мертвого материала — не ради вечности, а ради сегодняшней пользы и выгоды. Мир вещей хрупок, здесь нет ничего вечного. Тем не менее, вещной мир - велик, его масштабы на Земле постоянно растут, а вместе с ними растут горы мусора и вредоносных отходов. Впрочем в мире вещей наблюдается и движение к красоте, изяществу, гармонии. Совершенство вещи говорит от ее духовной значимости, близости к миру идей.
По мере того, как развивается разум, совершенствуется мир вещей. Но его изначальная оторванность от природы также усиливается. Вещи порабощают человека, становятся для него смыслом существования и из «природного», относительно «свободного» рабства стихий и собственных инстинктов человек попадает в гораздо более тяжкое рабство - под власть вещей. Стихия интеллектуального и художественного творчества, бьющая из глубинных основ человеческой природы, усиливается, но все с большим трудом пробивается сквозь толстый слой «вещных наслоений» в разуме и культуре. Вещи представляются нам как «материальные инструменты», «детали», «орудия», «изделия». Вне своего места в хозяйстве они не существуют. Но поскольку «порядок вещей» зависит от человека, в него - с помощью насилия, хитрости, исходя из страха или из соображений пользы могут быть в качестве живых орудий включены люди и социальные классы. Даже порядок идей люди стараются подчинить вещному порядку, «утапливая» таким образом высший духовный мир и темной пучине «низшего», материального.
Хотя философские, этические и религиозные размышления в мире вещей не обязательны, вещной мир, наряду с природным служит колыбелью науки. Организация вещей в доме, на кухне, в городе, лаборатории, мастерской, музее устремляет мысль к общим принципам миропорядка. Работа в вещном мире заставляет учить, строить планы, модели, проекты. Она делает человека искусным мастером и предусмотрительным хозяином. Механический разум вещного мира есть малая, но важная частичка Абсолютного Разума. Только в мире вещей человек может создать законченное изделие, хотя и заведомое бренное. Такой возможности нет у него - ни в Природе, ни в человеческом мире.
Человеческий мир наиболее подвижен, привлекателен, важен для нас, но в то же время и наиболее хрупок, уязвим и коварен. К тому же он - исконно и всегда недемократичен. Ведь люди - неравны. Именно в нем нас ждут самые яркие радости и самые ужасные несчастья. Предательство, болезнь, гибель, рождение, ссора, случайная встреча или разлука могут радикально изменить судьбу. Преемственность, порядок, организованность в человеческом мире - все это под вопросом, все условно и преходяще.
Однако мысль о «тщете всего мирского», бренности земного бытия напоминает о чем-то важном и вечном. Именно безоглядная решимость преодолеть бренное, обрести бессмертное, толкает на подвиг. В «море жизни» сталкиваются в смертельной схватке, сливаются с беззаветной любви человеческие души. В человеческом мире много низости, фальши, бессмысленности и абсурда. Но в нем же были и великие святые, Учителя человечества, которые не перестают удивлять и восхищать. Жизнь таких людей - залог осмысленности и целенаправленности усилий всего Человечества.
Если мир вещей и отчасти природы - подвластны разуму, то о человеческом мире этого сказать нельзя. Все попытки изучать человека, общества «научно» дают слишком мало. Они не отвечают на главные вопросы: Что есть человек? Почему он устроен именно так, а не иначе? Куда идет Человечество? В чем смысл жизни и есть ли он вообще? Ответы на эти вопросы мы ищем в ином Богооткровенном мире, но войти в него - трудно. Божественная Мудрость непостижима до конца. Ни один человек не владеет Абсолютным Разумом. Человек, если он нормален и психически здоров, всегда чувствует свое несовершенство, некоторую ущербность и внутреннюю противоречивость. Мы верим, что существует какой-то глубокий замысел о Человеке. Только исходя из этого допущения можно всерьез действовать, творить и мыслить. Но этот замысел не открыт до конца и мы никогда не уверены, на правильном ли мы пути. В некоторых единичных действиях и мгновенных впечатлениях, мы соприкасаемся с Вечным и Абсолютным, но и самые мудрые люди - не мудрецы, а лишь философы, искатели мудрости. Поэтому и науки о человеке и обществе во многом ущербны, ограничены. Это лишь «островки знаний» в море непознанного. Тщетными были все попытки властно-политического, военно-силового, экономического и идеологического упорядочения человеческого мира. Наивно думать, что крушение Социалистической Идеи означает окончательное торжество Идеи Рынка. Эти идеи не раз будут сменять друг друга, пока не уступят место какой-нибудь третьей.
Мир Идей - самый значимый и подлинный с точки зрения Платона и других философов-идеалистов. Вопрос о том, «изобретены» ли идеи человеком или существуют вечно, исходя от некоего Мирового Разума, похоже, навсегда останется без ответа. Конечно, многие идеи выдуманы, даже «вымышлены» человеком, выведены из преходящих впечатлений. Но важнейшие идеи -это «архетипы» коллективного разума, Духа. Они - бессмертны. В мире идей человек безвластен. Ученый, философ, поэт - все они единогласно утверждают, что они не изобретают свои идеи, что лучшие и самые важные мысли сами возникают в душе в минуту вдохновения. С другой стороны, способность свободно оперировать идеями, понимать, толковать и оценивать их, дается, как правило, немногим.
Мир идей обладает способностью к саморазвитию. Наука, философия, искусство, литература и даже религия призваны решать проблемы общества. Частично - так оно и есть. Но мы наблюдаем, что проходит время, старое общество рушится, интересы меняются, возникают новые проблемы. Причем идеи философов и ученых, образы поэтов - продолжают жить. Их влияние, весомость со временем только увеличиваются. Значительные идеи подхватываются потомками, дают толчок новым идеям, обогащают духовное «ядро» культуры. Человек, как кажется, создает мир идей. Но в еще большей мере - идеи творят человека.
И, наконец, самый таинственный, значимый, непреложный и, в то же время, наиболее упорно отвергаемый - Мир Бога. Или, вернее, Бог как Мир. В этом мире - все вечно и нет ничего бренного. Бог есть Творец, Личность, Мировой Разум. К нему ведут тропинки из всех миров. Мир идей ближе всего к Богу. Однако логики, эстетической восприимчивости и этического чувства все же недостаточно для того, чтобы «прийти к Богу». Очень часто путь к нему лежит через Чудо и Благодать. Задача человека - бесконечное приближение к Тому, по образу которого он создан.
Таким образом, культура как целостность выступает в качестве множества миров. Они раздельны, но в то же время едины.

Э.В.Соколов. Культурные миры человека // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 34-36.

Hosted by uCoz