В начало
Ж.В.Чашина. Онтология сквозь призму антропологии в учении С.Л.Франка

Русский религиозный мыслитель «серебряного века» С. Л. Франк, причислявший себя к платоникам, всегда считал кантианство лишь умственной конструкцией, внутренне никогда не удовлетворявшей его. Но несмотря на это, также как и Кант, главную цель своих философских построений Франк видел в отвержении притязаний разума на абсолютное господство в человеке. Однако ограничение претензий разума вовсе не ведет Франка к агностицизму и признанию недоступности для человека подлинной реальности. По мнению русского мыслителя, ограничение разума - это выявление естественного места человека в более широкой, всеохватывающей системе его взаимосвязей с реальностью, это понимание разума как частного момента в фундаментальном акте интуитивного отождествления сознания с бытием, в фундаментальном акте жизни.
Даже принимая во внимание философскую самооценку Франка, нам кажется, что его творчество не может быть просто отнесено к одной из форм классического идеализма, поскольку своим учением Франк хотел преодолеть этику Канта с ее абстрактным категорическим императивом, связать воедино два обособленных мира. С этой целью разорванные сферы бытия Франк дополняет третьей. Согласно русскому мыслителю помимо предметного мира и мира идей, существует ненаблюдаемая реальность, в которой оба мира - и материальный, и духовный - каким-то странным путем объединены.
По Франку непостижимая реальность есть реальность, сама себе открывающая. Это самооткровение Абсолюта есть ключ к пониманию нашего самосознания.
Важнейшей особенностью метафизики С.Л. Франка является острое ощущение человеческой личности как божественного духовного начала в человеке. Человек есть не только объект действительности, он двуедин, ибо принадлежит и к сверхмирной реальности.
Каждая душа является ограниченным «срезом» всеединства, причем этот «срез» пронизывает все бытие, ограничена только глубина проявления всеединства в отдельных элементах «предметного мирка», и этот «мирок» способен расширяться до всей полноты бытия. Таким образом, представление об ограниченности души как особой субстанции, «замкнутой» в человеческом теле, совершенно неверно. Значимость человеческого тела связана вовсе не с тем, что оно «заключает» в себе душу, а только с тем, что является «точкой отсчета» для того «среза» абсолютного бытия, который реализован в «предметном мирке» человеческой жизни.
Следовательно, новое понимание человека в учении Франка, ставит человеческое бытие в центр «структуры» всеединства. Иначе говоря, последовательная онтология должна быть феноменологией человеческого бытия. Основные феноменальные «слои» внутреннего, духовного бытия человека оказываются формами самореализации, самовыявления абсолютного бытия. Человек не просто «выявляет» в эмпирическом мире те формы бытия, которые уже наличествовали в Абсолюте, а соучаствует в подлинном творении, обогащающем само абсолютное бытие. Значит, по Франку, непосредственное бытие есть бытие-в-мире, бытие-с-миром.

Ж.В.Чашина. Онтология сквозь призму антропологии в учении С.Л.Франка // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 36-37.

Hosted by uCoz