В начало
Л.Г.Червонная. Метаморфозы социальных идей

Метаморфоза, по сути дела, есть естественно-исторический modus vivendi идеи. Отмечая значимость этой её способности, Ортега-и-Гассет говорил, что идея, как и человек, - это то, что с ней произошло. Есть основания согласиться с выводом о том, что диалектические законы внутренних метаморфоз в самой мысли (идеях) еще не раскрыты (Г.Шпет). В каком-то смысле верно, что метаморфозы идей являются своеобразным законом превращения социально-человеческой интеллектуально-духовной энергии. Гибкость, пластичность идеи, запас способности к превращениям потенциально неиссякаемы. Их конкретно-исторические границы определяются развитием человека и его социального бытия. Рождаясь в хаосе, упорядоченности, иногда - в гармонии человеческой жизни, пронизанная потребностями, способностями и претензиями человека, вырываясь из глубин жизни, идея несет в себе огромную энергию познания и
преобразования наличной и стремления к иной реальности. Изменения формы или (и) содержания идей в этих метаморфозах, детерминируемых условиями бытия людей, всегда опосредуются их собственными свойствами. Поэтому метаморфозы идей - всегда результат диалога-полилога идеи и реальности.
Процесс метаморфизации культуры, ее ценностей, предпочтений, планов, настроений, убеждений и т.п. в условиях резкой переориентации идеологии и сознания не просто сложен, но и чреват множеством социальных феноменов, в том числе и социо-патологических как следствий, побочных эффектов этой крутой ломки. Понятие «метаморфоза» способно фиксировать в потенции и любые изменения идей от их «рождения» до «смерти» (как правило, мнимой), и наиболее существенные из них как превращение в «свое иное» и иное как противоположное исходному, качественно отличное от него. Одним из способов осуществления метаморфоз социальных идей - превращения антиценностей в ценности, прежних пороков - в добродетели, поощряемого - в хулимое, защищаемого - в запрещаемое, устойчивости менталитета в психологические руины - выступает «сотрудничество» и «борьба» идей, перерастающая порой в «войну» людей. Встречающееся иногда отождествление природы и значимости этих сторон процесса метаморфоз, то есть рассмотрение идей и людей, создателей, носителей, критиков, адептов идей, представление о тех и других как равноценных «persona dramatis» (действующих лиц) при его онтологизации способно иметь негативные последствия для системы гуманистических ценностей.
Личность, различные социумы, общество определенной время находятся сегодня в проблемной ситуации, детонированной вопросом о самостоятельной ценности идей и идеалов при харизматическом или инстру-менталистском их видении. Кто кому служит? Могут ли быть «интересы» идей выше интересов человека, его достоинства, права на выбор, жизни, наконец? Принесение идеям, идеалам (зачастую химерическим) в жертву жизней людей или качества этих жизней - не надуманная проблема. О ней слишком явно свидетельствует история и древняя, и совсем юная. Но правомерна ли и его оппозиция-абсолютизация прагматически-инструменталистского отношения к идеальным образованиям, лишение их духовно-аксиологического значения, к которой, похоже, тяготеет современная цивилизация? Или высшей общечеловеческой ценностью может быть задача сохранения рода человеческого, но именно человеческого в единстве его потребностей, интересов и высоких духовных идеалов?

Л.Г.Червонная. Метаморфозы социальных идей // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 37.

Hosted by uCoz