В начало
Е.Н. Чернышева. Феномен интеллигенции в философии культуры

С нашей точки зрения, дискуссии о феномене интеллигенции носят ценностно-смысловой характер, поэтому в анализе исследуемого материала целесообразно опираться на методологическую основу аксиологического подхода. Это позволяет определить интеллигенцию как слой образованных людей, которые занимаются продуцированием, реализацией и трансляцией культуры. Теоретико-ценностная основа нашего подхода позволяет рассмотреть судьбу русской интеллигенции в истории России, дать ее функциональную типологию в XX веке и на пороге третьего тысячелетия. В аспекте такого анализа феномен русской интеллигенции можно рассматривать в качестве аксиологической проекции трехуровневой структуры ценностей в социальную плоскость, что позволяет выделить трехступенчатую структуру данного явления.
Интеллигенцию характеризует определенное миросозерцание, включающее в себя определенный набор понятий, чувств и нравственных формул. Для анализа структуры и функций интеллигенции наиболее продуктивной является концепция ценностей Г.П.Выжлецова (Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб, 1996). В соответствии с выделяемой Г.П.Выжлецовым структурой ценностей значимость - норма - идеал интеллигенция делится на научно-техническую, партийно-идеологическую и духовно-творческую.
Техническая интеллигенция сохраняет общий уровень образования нации, она создает материальные ценности, то есть В ОСНОВНОМ ценности уровня значимости, ценности повседневного труда и быта. Этот слой обеспечивает трансляцию знаний, необходимых для поддержания общества на определенном уровне цивилизационного развития. Субъектом ценностных отношений выступает здесь научно-техническая интеллигенция, с одной стороны, и все общество в целом, с другой. Знания, изобретения и другие продукты их деятельности выступают в качестве объекта-носителя ценностей. Этот слой реализует ценности витального уровня культуры. Он не является ведущим, но является базовым в производстве и ретрансляции ценностей. Его деформация грозит цивилизационной катастрофой.
Партийно-идеологическая интеллигенция занимается разработкой социально-политической проблематики, анализом политики, морали и права, реализацией ценностей этих сфер: добра, справедливости, мира и свободы. Эта группа должна обеспечивать преемственность культурных традиций и социальную организацию жизни. Этот слой интеллигенции реализует в культуре ценности уровня нормы. Субъектами ценностных отношений в этой сфере выступают интеллигенция, с одной стороны, и власть или народ, с другой. Объектами-носителями выступают уже не конкретные вещественные элементы культуры, а идейные программы и соответствующие им позитивные изменения в общественной жизни.
Творческая интеллигенция пропагандирует перевод борьбы добра и зла из мира социума в мир духа, из реального противодействия людей в искусство, религию и нравственность, а через них — в душу человека, а не в его социальную активность. Эта часть интеллигенции транслирует собственно духовные ценности, функционирующие на уровне идеала. Субъектами ценностных отношений здесь уже выступают не отдельные социальные общности, а конкретные личности. Это та часть общества, которая в наибольшей степени реализует движение навстречу идеалу.
Нарушение ценностных основ общества на любом уровне приводит к диспропорциям в среде интеллигенции, что позволяет зафиксировать кризисное состояние культуры в исторически-конкретный период времени.

Е.Н. Чернышева. Феномен интеллигенции в философии культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 37-38.

Hosted by uCoz