В начало
Н.С. Чернякова. Традиция как реальность и необратимость совместной жизнедеятельности поколений

Традиция является реальным процессом передачи и наследования опыта и форм жизнедеятельности от одного поколения к другому, она живет лишь в реальном общении, совместном проживании и совместной куль-туротворческой деятельности сменяющих друг друга поколений. Традиция не сводится ни к воспоминаниям о предках, ни к музейным экспонатам, воплощающим результаты той деятельности, цели, смыслы и ценностные ориентации которой последующими поколениями уже утрачены. Напротив, все, что было когда-то создано человеком, и все, что еще будет создано, является не более, чем возможным средств ом или условием формирования духовного мира, умений, навыков человека следующего поколения, осваивающего в процессе совместной жизнедеятельности с представителями старших поколений скрытую в продуктах их творчества социокультурную информацию и делающего эту информацию неотъемлемой частью своего собственного жизненного мира и своей собственной культурной парадигмы. Однако сами по себе овеществленные результаты человеческой деятельности и система социальных институтов, обеспечивающих объективные условия трансляции социокультурного опыта от одного, поколения к другому, не могут превратить индивида в носителя той или иной культурной парадигмы.
Единственным способом сохранения и передач и в процессе исторического наследования от поколения к поколению смысложизненного и ценностно-ориентаци-онного содержания любых элементов социального опыта и любых форм жизнедеятельности всегда было и навсегда останется реальное воспроизведение этого содержания в процессе живого общения, совместной жизнедеятельности, сотрудничества, со-бытия представителей различных поколений. Только воспроизведение посредством не знающей разрывов культурной традиции универсальных черт культуры предопределяет бытие каждого индивида, включившегося в реальный процесс социокультурного взаимодействия, в качестве носителя человеческого, а не природно-биологического способа жизнедеятельности.
Поскольку наследование универсальных черт культуры не предопределяет конкретных форм и результатов человеческой культуротворческой деятельности, каждый реально осуществленный тип культуры формирует свой канон основных качеств, черт, особенностей человека как носителя и продолжателя именно данного типа культуры. И каждый конкретный тип культуры как способа реальной жизнедеятельности человека живет ровно столько, сколько живут реальные носители этого способа жизнедеятельности. Если представители; следующего поколения не усваивают в качестве своих собственных формы жизнедеятельности предшествующих поколений, не наследуют способы распредмечивания смыслов и ценностных ориентации культурной парадигмы предшественников, это означает, что на смену одному типу культуры приходит другой.
Смерть традиции как имманентного способа трансляции культуры есть реальное прекращение передачи и наследования социокультурного опыта и парадигмы культуротворческой деятельности от одного поколения к другому. В этом смысле «смерть традиции» равнозначна смерти самой культуры как способа человеческой жизнедеятельности на любом уровне социальной организации субъекта культуры. Поэтому нетрадиционной культуры в принципе не может существовать, как не может существовать внекультурной традиции. Говоря об уходящей, отмирающей, гибнущей традиции, мы фактически имеем в виду исчезающую культурную парадигму, которую ни один представитель следующего поколения не воспринимает как свою собственную и не воплощает в своей жизнедеятельности. Действительно «мертвую» культурную парадигму оживить нельзя, однако наличие хотя бы одного реального носителя культурной парадигмы предшествующего поколения оставляет вопрос о жизни или смерти данной парадигмы и воспроизводящей ее традиции открытым.
Традиция как механизм самовоспроизведения культуры в времени, в процессе смен и поколений сопряжена с неотвратимыми и необратимыми изменениями, чревата возникновением и реализацией все новых и новых возможностей. Поэтому даже тогда, когда не происходит насильственного отторжения одного поколения от другого и не прерывается живая связь общения между ними в процессе совместной жизнедеятельности, вопрос о том, что именно и в какой форме будет унаследовано последующими поколениями, всегда остается открытым. Абсолютная идентичность форм жизнедеятельности различных субъектов культуры - в постоянно меняющемся мире невозможна в принципе; тождество смыслов в процессе интерпретации любого культурного текста представителями различных поколений недостижимо; большие или меньшие трансформации всех языков культуры, исторической перспективы, жизненных сценариев и т.п. неизбежны; конкретные формы воплощения той или иной культурной парадигмы в жизнедеятельности отдельной личности непредсказуемы.

Н.С. Чернякова. Традиция как реальность и необратимость совместной жизнедеятельности поколений // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 38-29.

Hosted by uCoz