В начало
А.В. Бабаева. Поведение в культурном пространстве

Большое значение для включения личности в культуру имеет усвоение систем поведения. Именно поведение достаточно точно и дифференцированно отражает специфику конкретной культуры.
Развиваясь во времени культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности. В процессе трансляции какая-то часть оказывается отвергнутой, что-то добавляется нового. Подчас, некоторые утраты становятся невозвратимыми, а некоторые, по мере потребности, частично восстанавливаются. Новые поколения исходят из результатов, доставшихся в наследство, однако отношение к нему избирательно. Они берут только то, без чего невозможно дальнейшее существование и видоизменяют те традиции, нормы, которые утратили всякий смысл.
Взаимодействие культурных стандартов, обеспечивающих системе целостность и дающих возможность ей функционировать нормально, представляет значительный интерес при изучении культуры.
Культурные стандарты охватывают все сферы человеческой жизни. В любом обществе, в любую историческую эпоху большое место занимают устойчивые формы поведения. Каждой эпохе соответствует свой доминирующий тип общественного поведения, свой идеал. Каждая культура формирует способы, нормы и образцы поведения, выражения чувств, переживаний и т. д. Каждая эпоха создает свой тип героя - завоевателя, рыцаря, придворного, буржуа, пролетария и т. д., который использует определенные формы поведения.
Естественно, каждая социокультурная группа по-своему определяет значимость тех или иных форм индивидуального и коллективного поведения. Для каждой группы характерны свои представления о важности тех или иных аспектов поведения и, следовательно, своя конфигурация между типизированными и индивидуальными формами. Причем эта конфигурация изменяется с развитием культуры. Реальное поведение человека всегда синтез нескольких типов. Передаваясь от поколения к поколению, стандарты поведения осуществляют внутри группы функции социального контроля. В историческом развитии общества ценности, нормы, традиции, стереотипы поведения складываются в мощный социокультурный институт, регулирующий жизнедеятельность человека. Внешнее поведение в культурах всегда в большей или меньшей степени ритуализировано и стереотипизировано.
В этом, видимо, одна из причин долгого существования традиционных форм поведения. Такая программа поведения тесно связана с системой ценностей и претендует на то, чтобы дать образцы на все случаи жизни. При контакте представителей различных социокультурных групп большое внимание уделяется именно таким традиционным программам поведения. Эти образцы выступают внешним признаком отличий групп друг от друга. Когда речь заходит о том, чем различаются культуры, прежде всего упоминают «странные» обряды, привычки, правила поведения.
Получить полное представление о культуре народа без учета поведенческих образцов - невозможно. Именно полифония стереотипов поведения таит в себе адекватное выражения многоликости культуры.
Поведение, нормы, ценности, традиции иных культур всегда представляются необычными, т.к. мы оцениваем поведение других в соответствии с ценностной шкалой собственной группы. Стереотипы поведения обобщают реальные черты культуры. В них человек находит групповую оценку явлений и строит свое поведение в соответствии с этой оценкой.
Можно сказать, что стереотипы поведения выступают неким автоматом культуры. Стереотипизация действует на различных уровнях социокультурного взаимодействия, но чаще всего ассоциируется с этническими, расовыми, значительно реже с возрастными или профессиональными особенностями. Стереотипизация чаще всего осуществляется там, где разница в нормах поведения проявляется достаточно ярко.
Поведенческие шаблоны фиксируют ментальные особенности социокультурных групп их ценностно-нормативные системы и происходящие в них изменения. Ярче всего это можно увидеть в традиционных обществах. Особенно на примере культур Древнего Востока. В таких обществах в основе программы поведения лежат образцы, следование которым являлось обязательным условием. Важным свойством программы поведения выступает ее автоматизированность, т. е. поведение свершается по большей части бессознательно. В нем все образцы и стандарты представляются одинаково главными и обязательными. Многие из стандартов действуют почти без изменений в течение сотен лет, сохраняя на себе отпечаток древней культуры (например, входя в помещение человек восточных культур снимает обувь, не задумываясь об истоках такого правила и т. д.).
Устойчивые формы поведения в большинстве случаев тесно связаны с национально-психологическими особенностями развития культур. Разнообразие норм поведения у народов просто поразительно. Наша жизнь заполнена до предела случаями, для которых предусмотрены стереотипные формы поведения. Именно различие в таких мелочах создает неповторимый колорит каждой из культур.
Поведенческий аспект помогает увидеть существенные черты культуры. Кажущиеся случайными детали обряда, норм могут сигнализировать о глубинных ментальных особенностях общества. Что для одних культур воспринимается как безделица, для других выступает важной частью, (например, в культуре России XVI века простое прикосновение к царской постели воспринималось как глубокое оскорбление личности царя).
Культура создает идеальные образцы поведения, поведение - выражает сущность глубинных пластов культуры. Изучая поведенческие особенности мы не просто формируем более полное представление о культурах, мы «оживляем» прошедшие эпохи.

А.В. Бабаева. Поведение в культурном пространстве // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 40-41.

Hosted by uCoz