В начало
Н.А. Винк. О функции понятия культуры в вузовском курсе философии

В преподавании философии неизбежно обращение к таким понятиям как культура, личность, ценность, смысл, свобода. Они являются ключевыми, одновременно и предпосылочными, и резюмирующими курс. Более того, они оказываются базовыми для всего цикла гуманитарных дисциплин. Особая ценностная нагруженность данных понятий постоянно требует их концептуализации и, с другой стороны, их теоретический анализ не самоценен в образовании, а должен стать одним из средств формирования личности студента.
В данном тексте хотелось бы подчеркнуть значение некоторых аспектов в содержании названных понятий. Их исходное интуитивное истолкование обычно сопровождается у студентов установкой на каждый из этих феноменов как на объективную данность, которую можно познать как таковую. Ускользает, как правило, во-первых, тот факт, что сами эти понятия (и их интуиции, и их теоретизации) участвуют в образовании того смыслового поля (культуры), в котором и становится личность, в том числе и исследователя. Такова их функция. Значение этих «искусственных» понятий для понимания природы человека подчеркивал М.К. Мамардашвили.
Во-вторых, ускользает, если можно так выразиться, динамический аспект понятий «личность», «ценность», «свобода», а именно: это те явления, которые могут быть адекватно поняты только как совершение, действенное отношение «Я». Смысл, ценность не существуют в «готовом» виде, они совершаются, «как мысль совершается в слове», по С.Х.Выготскому. Поскольку культура выступает как смысловой генератор и регулятор человеческой деятельности, то допустимо говорить об энергийности смысла.
Смысл рождается, обретается, изобретается вместе с человеком, с тем, что делает человека человеком. Смысл и должен быть понят, прежде всего, в этой функции, в аспекте становления человека. Смысл представляется особым фокусом, точкой роста субъектности. Он снимает в себе не просто отношение к чему-то, но перемену, изменение себя в этом отношении.
Смысл заключает в себе помимо значения, выражающего объективное, надындивидуальное, общезначимое, схватываемое рационализирующими процедурами, еще и ценностную сторону, которая как раз и делает смысл энергийным. Она связана не с гносеологической истиной, а с правдой, с той, которая «без любви не может не быть ложью», которая принципиально онтологична. Это означает, что: а) смыслопорождение осуществляется с установлением ценностных отношений; б) смысл выполняет задачи утверждения человека, гармонизации его отношений с миром; в) возникает неискоренимая потребность в высшем смысле, безусловном, абсолютном (экзистенциальная потребность), который, однако не имеет определенного образа и подобно платоновскому благу-Солнцу, являет собой необходимое, но неуловимое вполне условие бытия и познания. Это тот горизонт, в котором только и могут существовать культура и личность, без которого нет разности потенциалов и поля напряжения, требующего смыслотворчества; г) это означает и деятельностную природу человека, ведь он обречен на смыслосозидание, ценение, выбор; д) наконец, ценностно-смысловая деятельность означает реализацию целостности человека.
Понятие целостности человека предполагает разные подходы. В данном случае хочется выделить аспект самоотношения человека, его способности к продуктивной рефлексии. Именно рефлексивность делает человека свободным, самоопределяющимся, целостным. Подлинное самостояние, субъектность, а значит, и свобода немыслимы без ценностных рефлексий, то есть без постоянного разоблачения своих смысловых оснований и их изменения, без выслеживания в себе чуждого и обоснования своего, без открытия горизонта собственного мифа. И поскольку ценность возникает из одновременного стояния в своей и иной позиции, из отражения себя в ином и иного в себе, из диалога, из взаимодействия субъектов, то личность и культура есть становление себя диалогом, есть смыслосозидание (связанное с семиотизацией, конечно) через диалог.
А задача философии и состоит в выявлении, экспликации предельных, мировоззренческих смыслов. Помочь увидеть из того самого «стояния на краю мира» собственные основы смыслообразования, структурирующие идеи и формы должна философия. Тогда этот «край» оборачивается его сердцевиной, точнее сердцевиной бытия человека, ибо в ней точка рождения и роста личности.
Но, философствуя о смыслопорождении в культуре, о человеке как проблеме, о самотворении человека в процессе ценения и т. д., то есть осуществляя какой угодно глубины культуррефлексии, студент должен научиться выходить за пределы теории к самообоснованию, к пониманию себя в современной культурной ситуации, к обнаружению релятивного и незыблемого и тем самым — быть. Тогда философия как охота за бытием даст свой самый желанный результат — личность.

Н.А. Винк. О функции понятия культуры в вузовском курсе философии // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 43-44.

Hosted by uCoz