В начало
И.А. Донина. Математическая культура педагога начальной школы в контексте развития информационной культуры

Концепция современного информационного общества строит новую, информационную картину мира, где одно из ведущих мест отводится информатизации образования, которая подразумевает прежде всего использование возможностей информационных технологий для качественного изменения содержания, форм, методов обучения и воспитания, что предполагает формирование у обучаемых алгоритмического стиля мышления, развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности и др.
Ведущим направлением информатизации является развитие информационной культуры личности.
Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и рассматривался как культура рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей (Г.Г.Воробьев). Широкое распространение информационных технологий во все сферы общественной жизни привело к тому, что информационная культура стала рассматриваться в тесной связи-с компьютерной техникой.
Не менее противоречивой стала дискуссия о содержании понятия «информационная культура». Так, С.В. Михайлиди выделяет в понятии «информационная культура» три компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.
В последние годы наблюдается резкое увеличение объема информации, необходимой любому специалисту, и в связи с чем, все более резко проявляется противоречие между двумя культурами: технической и гуманитарной.
Математика является наукой находящейся внутри этого противоречия. Все более очевидным становится, что одним из основных принципов отбора содержания образования, в частности математического, выступает его универсальность. Под «единым» (универсальным) знанием, понимается знание языков наук, которое дает человеку возможности освоить основной способ их постижения - чтение текстов и понимание основ (система образующих аксиом). (А.Г.Каспржак). В связи с этим встают вопросы, как о содержании современного математического образования, так и о подготовке педагогов, способных на высоком научном и методическом уровне осуществлять процесс математического образования, в частности развития математической культуры. В современной парадигме образования за математикой все более и более начинает закрепляться роль не только технической науки, но и науки, позволяющей системно излагать современную картину мира, в ее связях и противоречиях, а также уметь находить зависимости, логические законы, количественные характеристики предметов и явлений. Как уже отмечалось, все это позволяет говорить об универсальности математического образования и о становлении математической культуры как его ведущего компонента. Если исходить из теории ценностей, то закономерно полагать, что математическая культура вберет в себя как те ценности, которые несет наука математика, так и те, которые на современном этапе являются общекультурными, причем ценности информационной культуры могут быть включены как в первый компонент, так и во второй. Если же речь вести о математической культуре педагога, то этот ряд можно продолжить, а именно математическая культура педагога должна опираться еще и на ценности, привносимые педагогической культурой.

И.А. Донина. Математическая культура педагога начальной школы в контексте развития информационной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 45-46.

Hosted by uCoz