В начало
С.В. Кардинская. Проблема формирования образовательных идеологий: философско-структурный аспект

Образовательная парадигма, в течение десятилетий существовавшая в России, была ориентирована на трансляцию социальных норм, придание деятельности людей социальной ценности. Ценными оказывались индивидуальные проявления, соответствовавшие закрепленным обществом образцам. В связи с этим подчеркивался социальный аспект образования, подразумевавший объективацию «Я» в социальных системах, подчинение деятельности индивида социально фиксированным нормам. Образование проявляло тенденцию к стандартизации и идеологизации.
Проекция идеологической модели на образование предполагает его ориентацию на овладение определенными приемами деятельности, соответствующими потребностям социума. Интеллектуальные навыки приобретают ценность, будучи сформированными в результате усвоения нормативной системы правил - методов представления действительности. Закрепляющая достоверную картину мира идеологическая модель обнаруживает жесткую форму объективации индивидуального мышления, устанавливает ее предел. Подчинение мышления системе норм обеспечивает придание индивидуальному «Я» социально обусловленной поведенческой ориентации.
Идеологизация образования способствует отождествлению индивидуального и социального, рассмотрению индивидуальной деятельности как соответствующей определенному типу поведения, полному опредмечиванию субъективного «Я». Транслируемые идеологизированным образованием ценности оказываются отчужденными, внешними по отношению к индивиду. Идея общности социального и индивидуального сводится к полному подчинению последнего социальному образцу, замещению индивидуальных представлений социально закрепленной картиной мира.
Однако духовная и интеллектуальная деятельность индивида не может быть полностью соотнесена с предписываемыми социумом поведенческими образцами и опредмечена в идеологической системе наименований. Следовательно, она обнаруживает разрыв индивидуального и социального, несовпадение индивидуальных предпочтений, связанных со стремлением к актуализации интеллектуальных способностей, и потребностей социума.
Взаимодействие индивида и социума происходит в процессе понимания текстов культуры. Понимание связано с усвоением социокода культуры, содействующего переводу социальных канонов на внутренний язык субъекта, закреплению правил интериоризации культурных форм. Социокод обеспечивает перенос социокультурных ценностей в систему индивидуальных представлений, проекцию субъективной идеи на закрепленные культурой модели действительности. Таким образом, ценность форм культуры обусловлена возможностью объективации индивидуального мышления, созданием пространства актуализации субъективного «Я».
Гуманизация образования означает, прежде всего, его деидеологизацию, формирование механизмов развития творческого мышления. Последнее предполагает свободу мысли, не получающую актуализации в рамках идеологизированной системы образования, направленной на подчинение интеллектуальной активности личности потребностям социума. Деидеологизация образовательной культуры способствует нахождению истоков транслируемых ценностей. В качестве таких истоков следует рассматривать идеи, формирующиеся в пределах индивидуального мышления. Следовательно, образование, направленное на формирование ценностей, оказывается пространством самообнаружения индивидуального мышления, актуализации творческих возможностей индивидов.
Исследование проводится при поддержке РГНФ.

С.В. Кардинская. Проблема формирования образовательных идеологий: философско-структурный аспект // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 49.

Hosted by uCoz