В начало
Л. А. Ковалева. Об актуальных проблемах информационной культуры

Никто не сомневается в том, что современные компьютерные технологии могут дать и уже дают очень много новых полезных возможностей. Самой очевидной является возможность освобождения человека от многих рутинных операций в его повседневной деятельности. Выделим основные виды деятельности, которые базируются на использовании современных компьютерных систем и информационных технологий:
работа с текстами и документами; работа с рисунками и графическими изображениями;
работа с электронными таблицами и деловой графикой (математические вычисления, графики, диаграммы и т.п.);
работа с базами и банками данных и обработка информации;
работа с информационно-справочными системами;
работа с компьютерными сетями и электронной почтой;
работа в интерактивных средах, использующих анимацию, звук и музыку.
Практика показывает, что владение именно этими видами деятельности в науке, образовании, производстве и развлечениях является одним из существенных факторов, по которым можно оценивать деловые качества современного образованного человека.
Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании.
Необходимо открывать компьютерные классы в школах, в вузах, и обучать не только студентов, но и преподавателей, методистов, лаборантов. Научиться всем тонкостям информационных технологий можно только с помощью конкретных практических действий. Причем, недостаточно разового обучения компьютерной грамотности. Люди смогут адаптироваться к условиям информационного общества в том случае, если обучение будет происходить непрерывно. Темп происходящих перемен так велик, что человек должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, чтобы выстоять в конкурентной борьбе, соответствовать требованиям рынка труда.
Общенаучные компоненты информационной культуры включают общепрофессиональную и специальную подготовку педагога, знание им психолого-педагогических основ восприятия научной информации школьниками разного возраста, а также основ использования различных средств ее передачи.
Происходящие социально-экономические, технические изменения, рост компьютеризации диктуют необходимость развития информационной культуры у каждого человека, в любой сфере деятельности. Надо включить спецкурс «Информационная культура личности» как обязательный на всех факультетах вузов, т.к. сегодня компьютер входит в каждую организацию, во все сферы деятельности. Эта подготовка многократно увеличивает эффективность научно-практической работы, освобождает от рутинного труда.

Л. А. Ковалева. Об актуальных проблемах информационной культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 50-51.

Hosted by uCoz