В начало
А.В. Кокин. Тип русского национального характера

Едва ли можно согласиться с мнением А.С.Кармина, что единственно возможный научный разговор о национальном характере - разговор культурологический. И не потому, что уже сложилась вполне авторитетная традиция (псевдо)научных объяснений особых черт русского национального характера географическими, климатическими, генетическими, этнографическими, психологическими или историческими факторами. А потому, что культура лишь помогает народу выбрать, придать форму и стабилизировать во времени собственные тела, души и дух, создаваемые в соответствии с природными и историческими причинно-следственными рядами. Природа и культура соединены множеством неведомых троп, и долг каждого интеллектуально честного ученого состоит в достаточно частых прогулках хотя бы по некоторым из них.
Чтобы ни говорили о более существенной роли межличностных различий по отношению к различиям межкультурным, современный опыт тотальной межкультурной коммуникации свидетельствует о реальности этнокультурных стереотипов. В данном контексте, даже вычитая из русского национального характера по примеру П.Н.Милюкова, общечеловеческие и приписанные фантазией писателей черты, мы не останемся в полной неопределенности. В числе наиболее часто воспроизводимых черт русского характера обычно называют: гостеприимство, хлебосольство, тягу к алкоголю, доброту, широту души, презрение к мещанству, щедрость, простодушие, доверчивость (и сопровождающее ее воровство), отзывчивость, терпимость, терпеливость, непрактичность, безответственность, лень, коллективизм, фетишизацию государственной власти и т.п. Попытка согласования указанных черт в пределах общего национального характера приводила многих авторов в конце концов к идее противоречивости исследуемого предмета. Однако данные черты, на наш взгляд, складываются во вполне определенный тип национального характера, имеющий несомненное внутреннее единство.
Согласно классическому психоанализу, независимо от типа культуры, либидо каждого индивида в своем становлении проходит ряд онтогенетических стадий: оральную, анальную, фаллическую, эдипову, латентную и генитальную. Параллельно с бессознательным Оно развиваются и социокультурные качества индивида (Я и Сверх-Я), процесс формирования которых детерминирован культурой. Каждая культура включает в себя собственный уникальный комплекс дисциплинарных практик, норм и ценностей, расставляющих особые акценты на тех или иных стадиях развития либидо. Так, например, практически всеми психоаналитиками признается, что западная цивилизация культивирует «анальные добродетели», проявляющиеся в таких чертах как агрессивность, активная деятельность, настойчивость, эгоизм, недоверчивость, стремление к богатству и власти, бережливость, жадность, скупость, аккуратность, ответственность, стремление к порядку.
В отличие от западной цивилизации, смею предположить, в русской культуре гораздо выше ценятся черты, свойственные оральному типу характера: рот сохраняется в качестве главного органа удовольствия, приносящего одновременно чувство защищенности, существует повышенный интерес к еде; культивируются великодушие и доброжелательность, открытость и общительность, доверчивость, пассивность, безынициативность и позиция ожидания благ со стороны; высоки склонность к мышлению, ориентированному на исполнение желаний и зависимость от других, идентификация, а не соотнесение себя с ними; эстетические предпочтения отдаются округлым формам, символически замещающим материнскую грудь. Данный комплекс черт недвусмысленно отсылает нас к приведенной выше феноменологии черт русского национального характера.
Сама по себе культурная типология, безусловно, не в состоянии объяснить специфику той или иной культуры, но она позволяет теоретически прицелить глаз наблюдателя и открыть неведомую до того связность отдельных явлений. Из проводимого с помощью психоанализа различения западноевропейской и русской культур как культур анального и орального типа следует, по , крайней мере, два вывода.
Во-первых, необходимо провести культурологическое исследование дисциплинарных практик, норм и ценностей русской культуры на предмет поиска точек, отвечающих за оральную фиксацию национального характера.
Во-вторых, путь к цивилизованному образу жизни, видимо, имеет психоаналитически универсальный характер: садомазохистские, анальные черты характера, составляют костяк и японского национального характера, а послевоенный экономический успех Японии общеизвестен. Поэтому анализ отечественной культуры в контексте первого вывода должен быть дополнен исследованием возможности включения «анальных добродетелей» в систему ее дисциплинарных практик и ценностей. До сих пор мы от них открещиваемся, предпочитая кинчевское вопрошание о России в духе милой сердцу оральности: «Сосунки-щенки, нам ли мамку спасать?»

А.В. Кокин. Тип русского национального характера // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С 51-52.

Hosted by uCoz