В начало
А.Б. Косарева. Фантастика: вечное и преходящее (к проблеме бренного и вечного в художественной культуре)

Фантастика является неотъемлемой частью культуры, какой бы исторический срез мы ни взяли. Основные сюжеты и образы переходят в наследство от первобытных мифов к сказкам, рыцарским романам, научной фантастике нового времени. Безусловно, сущностной и важнейшей характеристикой фантастики является наличие чудесного, сверхъестественного. Но в данном выступлении речь пойдет об особенностях классических элементов повествовательных произведений (времени, месте и действии) в фантастике: это иное время, иное пространство и сюжет, основой которого является цикл инициации.
Пространство фантастического мира не идентично реальному. В сказках герой отправляется «туда, не знаю куда» или в «тридевятое царство, тридесятое государство». Авторы рыцарских романов описывают государства, которые также существуют в какой-то географической неопределенности. Мы читаем о странах, которых не было в Европе XII-XV веков. Так невозможно определить, где находится царство Грааля в романе «Парцифапь» Вольфрама фон Эшшенбаха. «Королевство это везде, где есть подлинная рыцарственность, где в чести справедливость и доброта, скромность и мужество...» (Михайлов А.Д. Роман и повесть высокого средневековья // Средневековый роман и повесть. М.: Худ. литература, 1974. С.23.) Подобным же образом королевство Артура Кретьена де Труа не имеет отношения «к реальной Европе... не имеет границ с реальными государствами XII века. Они, эти государства, противостоят королевству Артура, а не граничат с ним» (Там же. С.12-13.).
Время фантастического произведения также не идентично реальному, но сходно с мифологическим. Приключенческая фантастика воспринимает циклическую модель времени, свойственную мифу. Для древних людей характерен возврат к первичному времени, который периодически осуществляется посредством ритуалов. В фантастике мы наблюдаем в чем-то схожую ситуацию: мир из состояния гармонии погружается в состояние хаоса, но герой своей деятельностью возвращает мир в состояние изначальной гармонии. Действие фантастических призведений разворачивается в будущем, прошлом, в иных временах и измерениях. Но даже в тех случаях, когда действие происходит как будто бы в нашей реальности, мы наблюдаем иное время и иное пространство, ибо, даже с полным сохранением культурных реалий, мир, где происходят невозможные в действительности явления, только лишь похож на наш мир, но таковым не является.
Наконец, третий неизменный элемент, присутствующий в фантастических произведениях - сюжет, который, как правило, развертывается по сценарию инициации, реального сакрального действия, закрепленного в мифе. Здесь описываются - не буквально, но иносказательно и метафорично — древнейшие посвятительные испытания: ритуальная смерть, путешествие в загробный мир, непреодолимые препятствия, невыполнимые задания, сражения с чудовищами... В.Я.Пропп в монографии «Морфология сказки» предлагает схему анализа волшебной сказки по функциям, в основе которой лежит иниационный цикл. Эта схема применима к большинству фантастических произведений: герой покидает дом, подвергается многочисленным испытаниям, враги наказываются и добро торжествует.
Однако, несмотря на единую схему, присутствующую в фантастических произведениях на протяжении веков, разные эпохи и культуры дают нам различные образцы фантастического, ибо способы его выражения с неизбежностью обусловлены историческими и национальными особенностями. Так, иное пространство предстает в сказках - как тридевятое царство, в фантастике XX века - как виртуальное пространство киберпанка, волшебные земли фэнтези, бескрайние космические просторы научной фантастики.
Таким образом, можно говорить о том, что преходящей в фантастике является культурно-историческая специфика эпохи, и каждое время представляет фантастику, одетую в одежды современности. Более того, фантастика в частности, как и искусство в целом, является одним из средств популяризации определенных идеологических, религиозных, научных идей. Всякое новое явление культуры для своего действенного функционирования должно обрасти мифом, и фантастика своими специфическими средствами способствует созданию этого мифа. Но, включая актуальные, сегодняшние проблемы в свое чудесное повествование, она продолжает исповедовать вечные ценности, и события разворачиваются по традиционным схемам.

А.Б. Косарева. Фантастика: вечное и преходящее (к проблеме бренного и вечного в художественной культуре) // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 52-53.

Hosted by uCoz