В начало
В. Л. Круткин. О глубине и поверхности (человеческая телесность в «Интимном дневнике» П. Гринуэя)

Произведения П. Гринуэя всегда многоплановы. К примеру, его «Интимный дневник» — это история японки (девочки, девушки, женщины), история про то, как человек ищет себя в мире, радуется и страдает, любит и ненавидит. Но одновременно - это фильм о глубочайшем кризисе культуры, которую часто именуют размытым словом «современной».
Можно провести параллель между эстетикой Питера Гринуэя и грамматологией Жака Деррида. Близость не только в том, что оба когда-то были вовлечены в организацию художественной многоэтапной выставки в Париже. Их объединяет тезис, выраженный французским мыслителем, - не письмо является видом языка, а наоборот. То, что мы называем письмом - это частный случай универсального первописьма, контуры которого еще нужно увидеть. Фонетическое линейное письмо лежит в основе западной культурной традиции. Именно оно открыло эпоху логоцентризма, провозглашающего диктат законодательного разума, с доминированием ме-танарративов, с характерной тягой к иерархиям, с верой в единственную истину, заключенную в трансцендентной глубине. Удручающей серьезности модерна противостоит дух иронии и игры. Логоцентризм глубоко повлиял на развитие науки, религии, политики, экономики, техники, права, искусства. Во всех этих сферах его позиции делаются все более уязвимыми, что и дает основания для дискуссий о постмодернизме.
В западной традиции письмо, буква, чувственно воспринимаемая запись всегда рассматривались как тело и материя, т. е. как поверхность, чуждая духу, слову, дыханию, логосу, т. е. глубине (Ж.Деррида). И хоть у философов существовали сомнения, что речь — это одеяние для мысли, но никто не сомневался что письмо - это одеяние для речи. Однако письмо - нечто большее, чем способ коммуникации, осуществляемый с помощью знаков, ибо сами знаки не существуют до письма.
Проблема письма - в центре фильма, в его начале звучит фраза «если бы люди не писали, они страдали бы от жесточайшей депрессии». Зачем режиссеру понадобился фильм со столь эксцентричным письмом - письмом на теле? Художественный прием опирается на выверенные философские предпосылки: тело - посредник между социальным и индивидуальным, тело - экран, на который проецируется власть другого (индивидов и групп). В фильме звучит знаменательная фраза «В некоторых культурах запрещены изображения. Возможно, что существуют культуры, где запрещены видимые тексты». Фильм «Интимный дневник»— это эксперимент, иллюстрирующий известный тезис Поля Валери: «самое глубокое в человеке — это кожа».

В. Л. Круткин. О глубине и поверхности (человеческая телесность в «Интимном дневнике» П. Гринуэя) // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 53.

Hosted by uCoz