В начало
В.А. Леванков, Е.М. Гашкова. Необходимость формирования гуманитарной среды в техническом вузе

Гуманитарная среда — сложная философская категория. В широком смысле слова ее содержание охватывает все, что имеет отношение к человеку, его жизнедеятельности; в узком смысле эта характеристика применяется к характеристике производства и продуцирования человеком духовных ценностей, трансформирующихся в разносторонние эстетические вкусы, понимание красоты природы, гуманизм, моральные и нравственные нормы, стремление к творческому самовыражению личности, в общечеловеческие ценности. В определенном смысле можно говорить, что от качества гуманитарной среды зависит качество жизни соответствующей общности людей. Формирование гуманитарной среды является процессом объективным, в определенном смысле - процессом стохастическим. Однако жизненно важно, чтобы он стал процессом управляемым.
Применительно к деятельности высшего технического учебного заведения его гуманитарная среда является результатом совместной деятельности преподавателей и студентов, администрации, всех сотрудников вуза. Гуманитарная среда является мощным фактором формирования специалистов. Но она же оказывает и существенное формирующее влияние на сознание, и поведение всего персонала учебного заведения. Осмысление этого обстоятельства дает возможность проектировать гуманитарную среду вуза, планировать деятельность коллектива, ориентируя усилия всех участников этой деятельности на создание гуманитарной развивающей среды высшего учебного заведения. Смысл определения развивающаяся применительно к гуманитарной среде вуза состоит в том, что организация должна адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних условий, обеспечивая возможность своей успешной деятельности за счет постоянного развития творческого потенциала членов своего коллектива. Студентам в этом процессе должна принадлежать огромная роль активных участников, субъектов, чувствующих реальную ответственность за последствия своей деятельности.
Особую актуальность приобретает вопрос о технологиях формирования гуманитарной среды. С отказом от идеологической составляющей в образовании, мы, фактически, отказались и от воспитательной работы. Вся работа обычно проводится лишь отдельными энтузиастами, отдельными кафедрами и подразделениями вуза, осознающими важность и необходимость деятельности по воспитанию студентов и формированию гуманитарной развивающей среды. В целом же все поле воспитательной работы представляется невозделанным и ждущим своего «пахаря» и новых технологий.
Современные технологии воспитания должны радикально отличаться от практиковавшихся ранее. Простота, гибкость, надежность, экономичность, удобство освоения, привлекательность цели, гармоничность - вот далеко не полный перечень тех свойств, которыми следует обладать новым воспитательным технологиям. Общекультурные задачи образования по формированию у студентов нравственных ценностей (патриотизма, национальной и религиозной терпимости, уважения к правам и свободам личности, ответственности и пр.), здорового образа жизни, целостного и современного научного миропонимания, экологического сознания, саморазвития - дополняются задачами по формированию специалиста-профессионала. Отличительной чертой, характерным признаком специалиста является умение грамотно и ответственно решать профессиональные задачи. Грамотность специалиста - это восприятие определенных научных знаний, соответствующих эпохе, должная квалификация. Ответственность - понимание своей роли, обязанность считать себя виноватым, если что-нибудь сделано не так, как нужно. Если грамотность — плод обучения, то ответственность - результат воспитания. Воспитание предопределяет отношение будущего специалиста к миру, к другим людям, к самому себе, степень достижения им социальной зрелости, то есть полноту развития духовных качеств его личности.
Признаками зрелости являются развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к психологической близости с другим человеком, способность к активному участию в жизни общества, к эффективному использованию своих знаний и умений, готовность к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. В формировании этих качеств значительна роль таких факторов, как наследование культурных, духовных ценностей своих предшественников, преемственность поколений, представление о социальной роли специалиста своего профиля, отождествление себя с представителями избранной профессии

В.А. Леванков, Е.М. Гашкова. Необходимость формирования гуманитарной среды в техническом вузе // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 54-55.

Hosted by uCoz