В начало
В. Д. Лелеко. Время повседневности

1. Понятие «повседневность» характеризует человеческое бытие во временном измерении. Повседневность - особый модус временной организации бытия, своеобразие которого состоит в том, что в нем фиксируется суточный ритм чередования природных и социальных процессов. Причем речь идет не о взаимной смене дня и ночи как геофизических или астрономических природных явлениях, но о дне как времени бодрствования человека, основном, главном, преобладающем, типичном, нормальном времени его биологической и социальной активности и ночи как времени сна.
2. В паре «день-ночь» день не просто более важен, но вытесняет ночь почти полностью из семантического и ценностного поля смыслов «повседневности» (повседневность, но не повсенощность!) При этом никогда такое вытеснение не реализуется полностью и окончательно, поскольку: а) среди форм повседневной (дневной) активности имеет место подготовка ко сну, куда могут включаться: прогулка, гигиенические процедуры, молитва, снятие «дневных одежд» и облачение в ночные, подготовка места для сна; б) аналогичный «ритуал» оформляет переход от сна к бодрствованию; в) то, что происходит с человеком во сне (качество сна, его глубина, продолжительность, сновидения) имеет непосредственное отношение к дневному бодрствованию, определяет его качество. Речь идет об ощущении отдохновения, «выспатости», свежести, наличия сил или, наоборот, «недосыпа», разбитости, усталости - на физиологическом уровне. На уровне психологическом, если человек (культура, субкультура) практикуют толкование сновидений, влияние ночи на дневное состояние и поведение также имеет место.
3. В «повседневном» фиксируется многократная повторяемость чего-то с периодичностью в день. Имеется в виду то, что происходит ежедневно, вседневно, каждодневно, изо дня в день. Темпоритм повседневности суточный. Принимаются во внимание постоянно повторяющиеся, регулярные события и занятия.
Имеет значение количество таких дел, занятий, событий, продолжительность каждого из них, наличие пауз «ничегонеделания» (или «ничего-не-происхож-дения») и их «привязка» к внешнему (абстрактному, астрономическому) времени. Частично, с точки зрения того, что происходит, и как это распределено по шкале дневного времени, параметры повседневности фиксируются в словосочетании (ПОНЯТИЯ) распорядок дня. Кроме того, важны и скорость протекания событий, темп повседневности, плотность ее событийного ряда, которые имеет тенденцию ускорения, уплотнения в ходе исторического развития, по мере приближения к современности.
4. Время повседневности, внутренне структурированное распорядком дня, имеет внешний контекст, также определенным образом организованный. Речь идет о семидневной неделе, где будние, рабочие дни противопоставлены одному или двум праздничным, выходным. Семантика слова «повседневный» включает в себя: «будничный», «будний», «рабочий». Одно из сущностных отличий праздничного (выходного) дня — в запрете на любую работу либо - в мягком, современном варианте - разрешении (полном или частичном) «ничего не делать» из обязательного, а делать то, что хочется (хотя и в определенных рамках).
Более широкий временной контекст: месяц, сезон, год, век, тысячелетие, естественно, также определяет характер и содержание повседневности, но определяет именно как контекст, фон. Его значение становится явным, когда проводятся исторические параллели, сравниваются более или менее далекие периоды, эпохи истории.
Итак, повседневное как будничное противостоит праздничному. События или занятия, имеющие случайный характер или периодичность, превышающую неделю, не имеют отношения к повседневности. В рамках недельного цикла события и занятия, регулярность которых имеет не ежедневный (суточный) ритм, а повторяемость три, два, один раз в неделю, следует расположить, вероятно, в переходной временной шкале (зоне): от повседневного к неповседневному.

В. Д. Лелеко. Время повседневности // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 55-56.

Hosted by uCoz