В начало
Г.Н. Лола. Методологический смысл аналитики концепта в курсе философии

Методологические поиски призваны, главным образом, обнаружить и обосновать некоторые способы организации материала в лекционном курсе, или его «несущие конструкции», позволяющие более эффективно решать поставленные задачи. Соответственно, если главной задачей философской подготовки является не только развитие студентами аналитических способностей посредством детального анализа философской проблематики и типов философствования, но и включение их в великий поток культурной традиции, то такие «несущие конструкции» не могут не нести в себе культурологическую компоненту.
В рамках такого — философско-культурологического подхода — «несущей конструкцией» может стать понятие (а вернее, смыслообраз) «картины мира», синтез мировоззренческой парадигмы и способа мирочувствования. В «картине мира» кристаллизуется практика жизни, становящаяся в философских учениях предметом рефлексии, обобщения и критики. Через анализ сменяющих друг друга «картин мира» воссоздается историко-культурный контекст, в котором находят свое место и смысл самые отвлеченные философские идеи и теории. «Картина мира» дает пространству мысли социокультурное измерение - в этом ее основная методологическая ценность.
Однако акт очерчивания интеллектуального пространства и упорядочения в нем смыслов является первым шагом в построении лекционного курса, вторым должен быть выбор доминанты. Так, связь «картины мира» и философского знания может быть раскрыта через метафору: например, выход на онтологическую проблематику «облегчается» обращением к метафорам мира как Дворца, Книги, Библиотеки, или - Бездны, Океанической пучины и т. д. Выбор метафоры как доминанты оправдан в том случае, если слушатели курса только начинают знакомиться с философией, испытывают затруднения в освоении философского категориального аппарата и не вполне развили способность к рафинированному абстрактному мышлению. Но по мере того, как нужда в наглядности, образности, эмоциональной насыщенности излагаемого материала отпадает, ощутимо возрастает потребность в теоретической методической рефлексии, в системности и логической безупречности доводов в пользу той или иной философской парадигмы. В этом случае доминантой лекционного курса должен стать концепт.
Не без оснований Ж.Делез и Ф.Гваттари трактуют философию как творчество концептов (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. СПб.: Алетейя, 1998). Концепты есть конкретные конструкции понимания, без которых нас постоянно подстерегает опасность потери, растворения, превращения, ускользания мысли. Само понимание концепта требует усилия мысли. Так, концепт не следует сводить к понятию, он существенно связан с субъектом и речью, и в этом смысле не просто усваивается или произносится - концепт изменяет человека, производит в нем работу, делает его открытым к диалогу, помещает в живое, подвижное пространство, где мысль обращается к духу. Именно так понимался концепт в средневековой философии, где речь всегда предполагала обращенность к трансцендентному источнику Истины - к Богу и поэтому никак не могла быть механическим актом, но свершалась «в пространстве души» (Неретина С.С. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // Вопросы философии, 1999. № 11. С. 137).
Однако, главная проблема в другом - в обнаружении и возможностях демонстрации в процессе преподавания философии сложной природы концепта: в той же мере, в которой он творится мыслью, он полагает сам себя, завися от вольной творческой деятельности, концепт также сам в себе себя полагает - независимо и необходимо (Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия... С. 15). Этот сложнейший процесс превращения субъективного в объективное должен быть раскрыт как главное дело философии. В этом случае обретет внятное выражение предмет философии, прояснятся ее назначение, историко-культурная роль, познавательная ценность. С другой стороны, такая аналитика концепта позволит почувствовать в философских абстрактных построениях дыхание жизни, ее пульсирующий ритм, открыть творческое начало культуры.
Философ призван создавать, изобретать, конструировать концепты. Как эта задача может решаться преподавателем, читающим курс философии? Вероятно, посредством выбора ключевых из уже сложившихся в истории философии концептов и творческим развертыванием последних в горизонтах культурологического знания. Таковыми, беспрестанно преодолевающими свои границы, раздвигающими горизонт философского видения, отсылающими к другим — уже артикулированным или еще только виртуальным проблемам - являются концепты бытия, эпистеме, текста и дискурса.

Г.Н. Лола. Методологический смысл аналитики концепта в курсе философии // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С. 57-58.

Hosted by uCoz