В начало
Т.Д. Маркова. Нравственные концепты в русском языковом сознании: номинативный аспект

Для русского человека с 988 года по 1917 год хранителем нравственных ориентиров и наставником в вопросах нравственного характера была Православная церковь и ее язык - церковно-славянский. За многие века православия на Руси и в России сложился особый менталитет русской нации, в котором концепты «грех» и
«добродетель» занимают важнейшее место. Социальные потрясения XX века нарушили установившееся ментальное равновесие, сместили традиционные нравственные оценки, но не настолько, чтобы их нельзя было восстановить. Роль филолога в данном случае велика: он может и должен напомнить носителю современного русского языка о том, какое отношение к вечному вопросу «Что такое хорошо и что такое плохо?» было у наших предков, ведь ответ на этот вопрос хранит язык.
В церковно-славянском языке имеется 194 наименования различных грехов и пороков человека и 71 номинация добродетелей и положительных качеств (по данным Полного церковно-славянского словаря протоирея Г. Дьяченко. Изд. Отдел Московской патриархии, 1993 г.). При этом родовое понятие «грех» именуется также «злом», «беззаконием», «неправдованием» и «нечестием», а родовое понятие «добродетель» названо еще «правдой». Лексема «совесть», по свидетельству того же словаря, обозначает ту силу, которая должна подсказывать человеку, что есть «зло», а что - «правда»: «Совесть - голос Божий, делающий человека разумно-нравственным существом» (Там же. С. 629). Итак, условием осознания и понимания сущности греха и добродетели является совесть.
Даже беглого взгляда на лексику церковнославянского языка достаточно для того, чтобы увидеть, насколько детально разработаны в нем понятия, касающиеся человеческих пороков и страстей, с одной стороны, и положительных качеств личности - с другой. Основной номинативной единицей в языке является слово, хотя номинативную функцию выполняет и словосочетание. Наблюдение за словосочетанием предполагает обращение к текстовому материалу. Мы же ограничимся пока только словарными данными и сосредоточимся на словах-номинациях, учитывая, что словесная номинация является емким, целостным, комплексным обозначением в отличие от словосочетательной, описательной номинации, допускающей некоторую дискретность в обозначении понятия.
Каждое исследуемое нами обозначение включено в деривационные и синонимические парадигмы, что является безусловным свидетельством разносторонней и глубокой разработки русских ментальных концептов «грех» и «добродетель». Лексемы, обозначающие соответствующие понятия, связаны словообразовательными отношениями с номинациями:
действий, вызванных определенным душевным свойством (глагольные номинации) - 63 лексемы (24% исследуемых лексем);
атрибутов человека, являющегося носителем того или иного качества (атрибутивные номинации) — 74 лексемы (28% исследуемых лексем); субъектов, выполняющих соответствующие действия или являющихся носителями соответствующих качеств (отглагольные или отыменные субстантивы) - 38 лексем (14% исследуемых лексем). 88% исследуемых лексем (232 номинации) включены в синонимические ряды, насчитывающие от 2-х до 20 компонентов.
Практически каждая лексема или синонимический ряд, обозначающий тот или иной грех, связаны отношениями антонимии с лексемами или синонимическими
рядами лексем, обозначающих добродетель, противоположную данному греху.
Сознательно воспитывая в себе соответствующее положительное качество, человек искореняет, исправляет определенное отрицательное свойство. В постоянном внимании к своей душе, в воспитании ее и подготовке к вечной жизни и состоит, по учению Православной церкви, смысл земной жизни.

Т.Д. Маркова. Нравственные концепты в русском языковом сознании: номинативный аспект // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С 59-60.

Hosted by uCoz