В начало
Л.А. Меньшиков. Мифологическое пространство и вечные темы в истории культуры

Рубеж между XX и XXI веками - эпоха переосмысления представлений о пространстве и времени. Единство социума и космоса как извечная проблема человеческой культуры.
Реализация мечты об этом единстве в космологических моделях - пространственных картинах мира. Универсальность космологической модели как одного из важнейших архетипов сознания.
Космологическая модель - основа, нерв мифологического сознания. Миф как естественное продолжение любого мировоззрения. Архетипическая сущность мифа. Необходимость космологического мифа в современной культурной ситуации.
Адаптивность культуры и роль космологических моделей в этом процессе.
Изменения культуры в условиях переходных ситуаций, в условиях, когда человечество переживает стресс, связанный с отсутствием оси мира, вокруг которой строятся бинарные оппозиции, описывающие структуру мира.
Характеристика переходной ситуации как эпохи, в которую происходит конфликт старых культурных ценностей и нового цивилизационного окружения. Пагубность несоответствия ментальной картины мира и реальных условий человеческого бытия в культуре.
Примеры подобных эпох: первобытность с ее неустоявшейся морфологией культуры; русский религиозно-философский ренессанс с его поиском бога в эпоху, предшествующую мировым войнам и слитностью проявлений культуры; постмодерн, не знающий доминанты существования человека в культуре.
Особая близость способов и задач познания мира человеком в первобытности и в постсовременности. Одиночество человека в полном разнообразных предметов и явлений мире. Ацентричность и полицентричность мира как причина одиночества. Поиск единого центра -задача человеческого существования во все времена. Решение этой проблемы в первобытности посредством разделения мира на «свое» и «чужое», на космос и хаос. Современный процесс новой дихотомизации мира, ввергнутого в хаос «цивилизованным» человеком (снятие оппозиций в современном искусстве, моде, быту, других повседневных структурах).
Общность механизмов мышления в переходных культурных ситуациях. Бриколажная логика как основа мышления. Принцип «все годится» при поиске объекта для включения в сферу культурогенеза.
Сопоставление первобытного и постсовременного семиозиса (производства культурных смыслов). Вечные
темы в картине мира (образ женщины во всех его ипостасях, образ зверя как потустороннего существа, образ дома и вечного возвращения). Их истоки в палеолитическом искусстве (скульптуры «Венер», наскальная живопись, остатки древнейших жилищ).
Отождествление человека с пространством. Социальный статус человека, его социальное окружение как одна из детерминант картины мира. Преходящая суть социальных условий в образе мира.
Социальное пространство как частная характеристика картины мира конкретной исторической эпохи.
Культурное пространство в картине мира, его роль в целостности и преемственности мировой культуры. Вечные образы мира в диалоге культур.
Картина мира как сквозной элемент мировоззрения, собирающий воедино все уровни морфологии культуры и эпохи в ее истории.

Л.А. Меньшиков. Мифологическое пространство и вечные темы в истории культуры // Всероссийская научная конференция «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» 24—26 октября 2000 года: Тезисы докладов и выступлений. Вып. З / Ред. кол. : В.П.Большаков, А.В.Кокин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2000. С.60.

Hosted by uCoz